• 001.jpg
  • 009.jpg
  • 038.jpg
  • 017.jpg
  • 003.jpg
  • 034.jpg
  • 010.jpg
  • 013.jpg
  • 043.jpg
  • 032.jpg
  • 008.jpg
  • 044.jpg
  • 037.JPG
  • 045.jpg
  • 012.jpg
  • 007.jpg
  • 033.jpg
  • 015.jpg
  • 018.jpg
  • 040.jpg
  • 002.jpg
  • 041.jpg
  • 020.jpg
  • 042.jpg
  • 035.jpg
  • 036.jpg
  • 028.jpg
  • 016.jpg
  • 004.jpg
  • 027.jpg
  • 029.jpg
  • 005.jpg
  • 019.jpg
  • 014.jpg
  • 006.jpg
Логотип

Литературно-творческая студия «Ступени» работает при Центральной библиотеке имени А.С. Пушкина г. Новочеркасска. 

Это уникальное здание со своей историей, которую мы хотим рассказать.

«Загадка Четырех Залов 

Военного Офицерского Собрания»

Одной из старейших библиотек Дона, Центральной библиотеке имени А.С. Пушкина (Новочеркасск), в январе 2016 года исполнилось 145 лет. Она, как и город, особенная. 

Как же прав был казак историк В.Д.Сухоруков, когда обратился к атаману Денисову с предложением открыть в Новочеркасске Библиотеку! 

Торжественное открытие состоялось 7 января 1870 года. В полдень на Дворцовой площади торжественно был зачитан Устав Библиотеки. По правилам, прописанным в Уставе «действительными членами являются все вносящие плату ежемесячно 10 рублей или единовременно 100 рублей». Это был настоящий праздник для всего города. Пел хор войсковых певчих, был отслужен благодарственный господу богу молебен. В газете «Донские ведомости» появилась статья от 2 февраля 1870 года, в которой сообщалось о том, что сумма, необходимая для создания библиотеки, «составилась как различными пожертвованиями, так и приобретениями от трудов руководителей и участников лотереи-аллегри и любителей спектаклей, от Донского торгового общества -1000 рублей серебром»…

Первоначально, при открытии библиотеки, за вход в читальню была назначена плата по 5 копеек с человека.  Доступ к книгам был ограничен. Но с 1920 года с приходом советской власти,  библиотека  переместилась в это здание  Военного Офицерского Собрания. С того дня и по сегодняшнее время библиотека стала для всех бесплатной!

В годы Великой Отечественной войны книги были «арестованы» фашистами и свалены в подвалы. Немало литературы тогда погибло за те 204 дня, пока Новочеркасск находился в оккупации.

Сегодня общий фонд Централизованной библиотечной системы г. Новочеркасска составляет свыше 800 тысяч томов литературы по различным отраслям знаний. Это книги, сборники, периодическая печать по философии, экономике, естествознанию, искусству, истории, психологии, религиоведению, педагогике. Также есть фонд художественной литературы. А редчайший фонд книг дореволюционной литературы  насчитывает около 40 тысяч печатных единиц. 

Библиотека имеет разветвленную структуру: абонемент, читальный зал, литература на иностранных языках, отделы краеведения, книгохранения, информационно-библиографический отдел, «Юность», обработки и комплектования, рекламы. 

Отдел «Центр Культурных Программ»  был создан в январе 2012 года. В этом же здании, (вход с ул. Комитетской) располагается Детская городская библиотека имени А. Гайдара.

Библиотека является Открытым Домом для всех, кто хочет не только читать, узнавать, но и раскрыться творчески. Те, кто пишет стихи, прозу, занимается прикладным творчеством, рисует, фотографирует, найдет для себя подходящие клубы, студии.

 Отделы проводят литературно-музыкальные вечера, балы, конкурсы, творческие встречи, акции, флэшмобы.

11062261 451213361718254 8405577631617513349 n

Вот уже в четвертый раз библиотека будет участвовать во Всероссийской акции «Библионочь». И все это происходит здесь, в этих стенах, которые помнят разные времена, но сохранили свое лицо и по-прежнему верно служат людям.

Здание Центральной библиотеки является Федеральным Памятником архитектуры. А потому и отношение к нему особенное.

По залам библиотеки, просто необходимо пройтись, хотя бы для того, чтобы, во-первых, еще раз полюбоваться архитектурными красотами и приспособлениями, а во-вторых, узнаем, как и для чего все это оформлялось и строилось. Вы узнаете, почему поссорились три богини, могут ли груши и яблоки расти на потолке, зачем герои древнегреческой мифологии поселились в залах, сколько древнегреческих героев и богов запечатлели в архитектурном сооружении и почему. И, может быть, кто-то из вас хоть на минуту представит себя на месте дам и офицеров, кружащихся в трепетном вальсе…

Итак, это было здание Войскового Офицерского Собрания, о чем свидетельствует табличка у входа. Построено оно было архитектором Василием Ивановичем Зуевым, большим любителем археологии, и предназначалось для проведения свободного времени казачьего офицерского воинства. Поэтому в помещении было все: Гимнастический зал, зал для Фехтования (3 этаж), на втором этаже находились Сборный зал, для проведения балов и светских раутов, Игровая, Каминный зал (это современное название, раньше назывался «Атаманский зал»), здесь же на втором этаже располагалась Столовая.

Первый этаж был предназначен для подсобных помещений, кухни, гардероба. Второй этаж – самые красивые по оформлению и большие по площади залы для развлечений. Третий этаж - залы для поддержания себя в хорошей физической форме, как бы сказали сейчас, «тренажерные залы».

Каминный зал

Одно из самых красивых помещений здания - Каминный зал, современное название которому дал камин, который является гордостью и украшением библиотеки.

Чтобы разобраться в особенностях и тайнах архитектуры этого здания,  как это не покажется странным, но для начала необходимо обратиться к древнегреческой мифологии.

Вы помните эту мифологическую притчу, как поссорились три богини Афродита, Гера и Афина? Мы должны это сейчас выяснить, потому что одна из разгадок тайн Четырех залов кроется именно в ней.

Золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей»  и стало причиной ссоры трех богинь - Геры,  Афины и  Афродиты. Присуждение  Парисом этого яблока Афродите привело к Троянской войне. Поэтому выражение «яблоко раздора» стало образным выражением для любой незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым и, зачастую, разрушительным последствиям.

Мы вспомнили эту мифологическую притчу, чтобы рассказать о камине, который и дал современное название залу. Мы видим изображение женщины. По предположению краеведов, это богиня Афродита. Картины Ботичелли - тому свидетельство. Верхняя часть внутренней чаши камина выполнена в форме военного шлема. Нижняя чаша истопника выполнена в форме раковины, камин украшают также листья и цветы миртового дерева, а в мифологии это сопутствующие предметы богини Афродиты. 

           944915 550235655149357 6671510020347455558 n     11043089 409665029206421 7918548661132071621 n

Во внутренней чаше камина лепка - листья миртового дерева. Там же в глубине оттиск медальона с печатью запечатлевшей название итальянской строительной организации «Сан Гюлли», которая и сегодня является одной из крупных кампаний, занимающихся дизайном помещений, производством мебели. Достаточно в поисковике набрать «Гюлли» и появится материал о фирме и предложений от этой кампании. Плита из ценного итальянского мрамора завершает камин.

И если есть Афродита, то значит в оставшихся трех залах должны быть  еще две богини - Гера и Афина… 

Несмотря на то, что ранее зал назывался «Атаманским», в большей степени предназначался он для дам и по существу являлся Дамской комнатой. Об этом свидетельствуют многочисленные женские образы, наполняющие зал. Если взглянуть на потолок, то можно увидеть в преобладающих розовых тонах, цветы-розочки, маки, фигурки младенцев - символ молодости, свежести.

DSCN2810

Изящная люстра, оформленная листьями, не отягощена громоздкими плафонами. Все изящно и наполнено легкостью, грациозностью. Женские головки на медальонах, как напоминание о назначении залы.

                   DSCN2808    DSCN2807

Если говорить об особенностях и необычности архитектурного замысла построения залов Собрания, то они имеют анфиладную планировку, что является уникальным для такого рода строений. Анфиладная планировка залов свойственна архитектуре дворцов.

Сборный зал

Следующий зал носил название Сборного. Не трудно догадаться почему. В этом зале проводились основные торжественные приемы, собиралась на развлекательные балы офицерская знать. На балконе располагался оркестр, хоры певчих. Интерес представляет оформление зала. Как и в каминном, здесь не обошлось без мифологии. Обращают на себя внимание фигуры, поддерживающие балкон. Мужчина, опоясанный шкурой льва не кто иной, как Геракл – бог силы и ловкости, сильный и ловкий, отважный и неустрашимый, непобедимый воин, свершивший немало подвигов. К тому же, бог Геракл, по преданию, основатель Олимпийских игр.

DSCN2779

И все же, почему именно Геракл? Да, воин. Да, победитель. Но существует еще одна легенда о том, что именно Геракл и Змееногая богиня Ехидна являлись прародителями скифов. Скифы со временем, в связи с завоеваниями их земель (территория Низовья Дона, Днепра) были  оттеснены на территорию Крыма и впоследствии «поглощены» разными народами воинственными гуннами, сарматами и др. Поэтому прародителями сарматов можно считать Геракла и Ехидну.

Сборный зал имеет высоту 2-х этажей. По центру потолка располагается большая декоративная розетка, служащая и в то же время и вентиляционным проемом. Здесь обозначена дата этого строения -1890 год. На стенах и простенках - множество военных символов. В простенке на высоте второго этажа располагаются щиты, имеющие военное предназначение, военная символика - оружие, знамена, сабли.

В мифологии Древней Греции существовало два Божества, «ответственных» за войны и победы: Афина и Арес.

 Афина Паллада, согласно самой популярной версии, появилась из головы Зевса после того, как громовержец проглотил ее мать. Считается, что именно Афина изобрела войну, но ее война была организованной, с мудрой тактикой и стратегией. Деву-воительницу всегда изображали с копьем, в шлеме, со щитом, украшенным головой побежденной Медузы-Горгоны. 

 В углах потолка можно видеть изображение богини Афины. Шлем есть, но вместо копья казачья сабля. И в этом особенность этого изображения.

Дело в том, что архитекторам хотелось придать и казачий колорит в оформлении залов. И сабля казака явилась такой деталью. Вряд ли вы где-нибудь еще такое увидите. Геракл и Афина находятся в одном зале. Геракл – воин и Афина-воительница. К тому же Афина помогла Гераклу в совершении одного из семи подвигов.

Две розетки по центру зала, украшенные декоративными решетками. Старинные люстры украшают этот зал, наполняют его воздухом и светом.

10474729 357542891085302 8375243104281941328 n

Отметим еще и необычную акустику зала, в котором прекрасно звучит голос и за это здесь очень любят выступать певцы и хоровые коллективы.

Игровой зал

Еще один зал - Игровой. Об этом свидетельствует колода карт и шкатулка для домино. Азарт и риск, так свойственны офицерскому казачьему сословию, что можно предполагать, что здесь они в полной мере находили свое отдохновение.

В нишу этого зала встроен один из красивейших и оригинальный каминов, оформленный металлической решеткой. Выполнен камин также из итальянского мрамора.

Балюстрада перед Балконом

Балюстрада (ограждение перед балконом) выполнена из массивного дерева. Если посмотреть выше, то на потолке можно увидеть изображение Сарматской царицы, внучки царя Боспорского царства. Почему именно это изображение здесь появилось?

Когда-то, территория современной центральной части города было территорией захоронений царей и героев. Здесь располагалось множество скифских и сарматских курганов. Когда Матвей Иванович Платов решил здесь возводить город, его старательно отговаривали. Но все же было принято решение строить. По мере застройки, при проведении городского водопровода,  в одном из таких  курганов, впоследствии названном «Хохлач» (в районе нынешней остановки Г.Петровой), и было обнаружено захоронение Сарматской царицы. Но это было символическое захоронение - кенотаф. Этот обряд совершали тогда, когда герой погиб, но не были найдены его останки, и поэтому производилось условное захоронение с достойными богатыми дарами. Там же обнаружили множество драгоценных предметов и богатый женский головной убор. Это была сенсация! 

Отмечу еще и то, что в кургане «Хохлач» были самые многочисленные сокровища по сравнению со всеми прежде открытыми скифскими и сарматскими курганами. Свидетели строительства водопровода, вспоминают, что сокровища вывозились на телегах. Много сокровищ было разворовано. А о тех, которые доставили в «Эрмитаж», тоже особо не разглашалось. Хранились сокровища за семью печатями. И только в 2011 году вышел полноценный труд В. Залесской, сотрудника Эрмитажа, с фотографиями и подробным описанием сокровищ.

О головном уборе можно рассказать отдельно. По версии исследователей из краеведческого клуба «Донцы» (Новочеркасск), Лаотика (такое имя они ей придумали) была крепкой и отважной царицей. Участвовала в боях. В одном из боев с римлянами она погибла. Но ее возлюбленный из простонародья, ювелир, приготовил для нее подарок - головной убор с трехцветным камнем - халцедоном, на котором был изображен поясный портрет самой царицы. Камень располагался в самом центре убора. Убор был предан захоронению вместе с остальными богатствами. Возможно, такова одна из тайн кургана «Хохлач».

 При оформлении анфилады было принято решение этот исторический факт запечатлить. В память о событии архитекторы воплотили головной убор точно такого же вида. На выставках в Музее Краеведения в Ростове периодически выставляется Сарматское золото. 

На наш взгляд, Сарматскую царицу можно смело назвать хранительницей библиотеки. Она смотрит вниз на входящих и всегда начеку. И всегда ее изображение находится над лестницей. Под потолком над деревянной лестницей или под потолком у входа рядом с центральным зеркалом.

Столовая

Следующий зал - Столовая. Это очевидно, поскольку, обратив внимание на потолок, можно увидеть в оформлении донские фрукты – яблоки, «жердёлы» (как называется на Дону абрикос), груши, виноград, а так же дичь, донскую рыбу, раки.

                          DSCN2793   DSCN2795

 

Господа офицеры собирались в этом зале на обеды, вкусно поесть и вспомнить свои былые и настоящие подвиги.

Две колонны поддерживают перекрытие потолка, как бы выделяя центральную часть зала. Но где же казачья символика, свойственная всем залам?

Обратим внимание на изображение мужчины. Он – воин. Об этом свидетельствует шлем. По мнению наших краеведов, это бог Арес, сын богини Геры. Но чтобы это изображение бога Ареса отличалось от всех других, то на шлеме расположили военный символ - олень, пронзенный стрелой. В медальоне же на груди изображен символ казачества - фигура казака, сидящего на бочке.

                                      DSCN2797DSCN2796      

Зал интересен еще и тем, что его посетил император Николай II в 1914 году, когда приезжал на Дон и заезжал в Новочеркасск.

В остальных залах располагались буфетная и посудомоечная. С первого этажа сюда подавались обеды, обслуживались посетители.

Итак, загадки Четырех залов больше для нас не существует. Залы наполнены казачьей военной символикой, удивительным образом связанной с мифологическими персонажами. Специально построенное здание для развлечений офицерства полностью выполняло свою роль. В нем было все необходимое. Важные городские приемы проходили именно здесь. Залы оформлены с большим вкусом и военная казачья символика - как акцент их специального предназначения, выражающий силу, ловкость, доблесть и блеск офицерского казачества. И сегодня здание Военного Офицерского Собрания по–прежнему является гордостью города, одним из главных памятников архитектуры.

ПО МАТЕРИАЛАМ ОТДЕЛА

«ЦЕНТР КРАЕВЕДЧЕСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ»

ЦГБ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА.

НОВОЧЕРКАССК

 

P.S. от «Автора Дона».

Дом без книг, что тело без души.

Есть дома со своей душой. Это, как у людей… У кого-то она страдающая или радующаяся, ленивая или «трудяжка», замкнутая или принимающая и согревающая страждущих, отдающая свое тепло.

Придя в библиотеку им. Пушкина, ощущаешь историю и душу этого здания в стенах, звуках, людях, которые заботятся о вас и ждут.