МБОУ СОШ
ЛИЦЕЙ № 1
“Книги, опаленные войной”
(час патриотизма)
Составитель -
учитель начальных классов
Ниязян Ж.В.
Форма проведения - час патриотизма
Аудитория - учащиеся 3 класса
Оборудование для показа электронной презентации.
Цель мероприятия: раскрытие сущность фашизма, расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны и вкладе советского народа в Великую победу.
Задачи:
- привить учащимся чувство патриотизма;
- воспитать чувства гордости за свою Родину
Сценарий
Слайд 1
Этот год посвящен семидесятипятилетию победы над фашизмом. Мы с вами много читали о войне и знаем, что это большое горе, которое пришло почти в каждую семью. Советские люди не щадили себя и отдавали жизни во имя великой победы.
С самого детства нам рассказывали о войне наши деды и прадеды. Мы узнаем о тех лихих годах из книг и песен. О войне пишут картины картины художники, а скульпторы создают памятники.
Но сегодня я хочу рассказать вам о памятнике, который посвящен не войне, а книгам и людям, которые написали эти книги.
Слайд 2.
Берлин - город, в котором есть немало достопримечательностей и интересных памятников.
Один из них посвящен книгам. Он открыт 21 апреля 2006 года. Это скульптура, высотой двадцать метров. Она состоит из 17 книг великих немецких авторов. Германия дала миру выдающихся философов и писателей, в том числе, нескольких лауреатов Нобелевской премии, произведения которых принадлежат к мировой литературной и театральной классике. На корешках легко читаются их фамилии.
Но на площади Бебельплац есть самый памятник. Он не возвышается над домами и улицей, подобно другим; его даже можно не заметить и в задумчивости пройти прямо по нему.
Слайд 3.
Это - памятник сожжённым книгам. Он приковывает внимание ПУСТОТОЙ. Пустотой на книжных полках, которые бесконечными белоснежными шеренгами уходят вглубь земли, прикрытые стеклом вровень с мостовой. Чем примечателен этот памятник?
Было это чуть меньше века назад. Тогда в Германии к власти пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация стоит превыше остальных. Другие народы должны быть в подчинении. С лица земли должны были быть стерты депортированы в концентрационные лагеря или убиты евреи, славяне. Почти все восточноевропейские страны должны были быть уничтожены.
Слайд 4.
Фашисты уничтожали все, что шло вразрез с их идеологией. Даже книги сжигали за то, что их авторы были «неправильной», негерманской национальности и несли в себе не те идеи.
Книги сжигал Немецкий студенческий союз под руководством фашистского правительства.
Слайд 5.
Книги жгли демонстративно, чтобы видели все. Не только студенты, но даже и уважаемые профессора жгли «неправильные» книги. Многим из них, лично знавших авторов, ещё недавно зачитывавшихся этими объятыми огнём строчками, казалось, что это «понарошку». Но это не было игрой. Сжигавшие книги Ремарка, Катаева, Хемингуэя, Сологуба, Фрейда и сотен других авторов свято верили, что сжигают КНИГИ, В КОТОРЫХ НАПИСАНО ТО, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ.
Книги уничтожали в огромных кострах под музыку оркестров, песни и партийные речевки. Акция 10 мая прошла в более двадцати университетских городах Германиии и продолжалась до октября 1933 г.
Слайд 6.
В 1995 году на Бебельплац появился памятник, посвященный сожженным книгам. Да, на первый взгляд его невозможно увидеть, потому что он… уходит глубоко в землю. Ни величественных фигур полководцев или правителей, ни затейливой резьбы по камню, ни отблеска меди – ничем этим он не приковывает к себе внимания. Просто под ногами - квадрат толстого стекла. Если заглянуть в него — видна белая комната, в ней — ничего, кроме книжных полок. Пустых книжных полок… В них могли бы разместиться приблизительно 20 000 книг – столько, сколько было уничтожено нацистами 10 мая. Пустое пространство под землей передает идею потери.
Недалеко от стеклянной плиты — табличка со словами Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».
Памятник на площади Бебельплац называется «Утонувшая библиотека». Странно, правда? Ведь книги сгорали в огне, а автор памятника словно бы сравнил эту потерю с судьбе Атлантиды, которая утонула… Что за «вода» поглотила эту библиотеку?
При какой температуре горят книги? 451 градус по Фаренгейту. Это «температура, при которой воспламеняется и горит бумага».
При той же температуре горела Александрийская библиотека. Это было много веков назад. Тогда тоже нашлись те, кто посчитал книги, хранящиеся там, «неправильными».
И эту, и другую библиотеку уничтожили человеческое невежество, ненависть, посредственность, зависть к чужому таланту, отсутствие собственного. Ведь чтобы читать книги талантливых писателей надо быть по-своему талантливым читателем…
В память об этих событиях 10 мая в Германии объявлен Днем книги.
Это происходило в Германии. А другие страны порабощались фашистами, которые жестоко относились к местному населению, строили концлагеря, известные пытками, газовыми бараками, крематориями. Да, там уже сжигали людей. Прав был немецкий поэт Г. Гейне, который писал о том, что там, где жгут книги, скоро будут сжигать и людей.
Сожжение книг. Бертольт Брехт
После приказа властей о публичном сожжении
Книг вредного содержания,
Когда повсеместно понукали волов, тащивших
Телеги с книгами на костер,
Один гонимый автор,
один из самых лучших,
Штудируя список сожженых, внезапно
Ужаснулся, обнаружив, что его книги
Забыты.
Он поспешил к письменному столу,
Окрыленный гневом, и написал письмо власть имущим.
"Сожгите меня! - писало его крылатое перо.
- Сожгите меня! Не пропускайте меня! Не делайте этого!
Разве я не писал в своих книгах только правду?
А вы обращаетесь со мной как со лжецом.
Я приказываю вам: "Сожгите меня!".
Так писал Бертольд Брехт, немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель.
Очень важно читать книги о войне, еще и потому что, к сожалению, почти не осталость в живых наших ветеранов и свидетелей Великой Отечественной войны.
Слайд 9.
Есть книги взрослые, серьезные. Но о детях наши писатели не забыли. На слайде вы видите авторов детских книг о войне.
В этом году вся страна отмечала 75 лет Победы! Он прошел необычно, без парада и торжеств, но от этого не потерял своей значимости. Мы будем помнить всегда тот великий подвиг, который совершили наши прадеды во имя мира на нашей земле.
Прости, старый солдат! Автор - Кириллова Л.В.
Когда была военная гроза,
За все четыре года лихолетий,
Как много твои видели глаза,
Тревожного и страшного на свете.
Дрожанье слёз они пытались скрыть,
Чтоб не казаться слабыми, старались,
Но сколько горя им пришлось испить,
Когда в боях с друзьями расставались.
Ты молод был и был голубоглаз,
Но выцвели глаза твои от горя.
Прости, солдат! Прости, дедуля, нас,
Ты, в общем-то, ведь прав в своём укоре.
Тебя мы вспоминаем…раз в году,
Когда идём парадом по бульварам,
В тот день все ветераны на виду,
Почтенье к ним, седым, душой не старым.
Прости, солдат! Ну, что тут говорить,
Живём мы в век айфонов, интернета.
…Но детям обещаем объяснить,
Что значит для страны ПОБЕДА ЭТА!
10-11 слайды - заключительные