«Вербохлест, бей до слез»: от язычества до православного христианства
Православный праздник «Вербное воскресенье» не возможно спутать с другим праздником. За неделю до этого события на стихийных базарчиках появляются букетики пушистых вербочек.
С удовольствием люди покупают это чудо, и на лицах начинают появляются улыбки, ведь праздник «Вербное воскресение» означает скорый приход весны.
Есть две версии истории возникновения праздника, обе необычайно интересные. Одна из них, христианская, гласит о том, что именно в этот день Иисус Христос свершил чудо, воскресив своего умершего друга Лазаря. ...Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры. Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Это был триумфальный въезд! Люди встречали своего Спасителя, устилая его путь пальмовыми ветвями.
Почему у нас в России этот праздник называется Вербное воскресение? Все дело в том, что в суровом русском климате, первое дерево, которое радует нас листочками и пушистыми соцветиями - верба. Православная церковь приняла решение сменить растение, было перефразировано и название «Вербное воскресенье».
Приобрел праздник еще одно название «Вербохлест», корни которого уходят уже в язычество. Считалось, что человек не разрывен с природой, поэтому и плодородие в семьях всегда приветствовалось, ведь чем больше детей, тем больше пахарей и воинов. Именно в этот день люди совершали обряд «вербохлест» — парни хлестали по ногам девушек прутиками вербы, а девушки в ответ должны были издавать крик. Так символически соединялась женская и мужская энергия для создания новой жизни, то есть на уровне ритуала происходило символическое оплодотворение первыми вторых.
Также считалось, что верба обладает целебными и магическими свойствами. В этот день люди легонько хлестали друг друга, детей, а также домашний скот веточками вербы, приговаривая: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», или: «Не я бью — верба бьет, вербохлест бьет до слез», «Хвора в лес, а здоровье в кости». Таким образом изгонялись зимние болезни и хвори. Люди глотали вербные почки, чтобы предохранить себя от болезни, прогнать всякую хворь.
Это было в пору язычества. В Православной церкви «Вербное воскресенье» всегда неразделимо с почитаемым и любимым праздником Светлой Пасхи.
Донские казаки, почитавшие все православные праздники, с особым уважением относились и к празднику Вербное воскресенье. В субботу перед Вербным воскресеньем во всех православных храмах проводилось всенощное бдение, во время которого священники окропляли вербные веточки святой водой. Вербные веточки украшались лентами, бумажными цветами и ставились в красный угол в качестве оберега, считалось, что они могут защитить дом от молнии, а всех обитателей дома от нечистой силы. Веточки вербы излечивали многие болезни. Именно поэтому принесённую из церкви вербу ставили в изголовье кровати, на которой лежит больной человек. Считалось также, что почки вербы помогают победить бесплодие, поэтому многие отчаявшиеся женщины, мечтающие о ребёнке, ели их и молились Пресвятой Богородице.
Побегами не сильно стегали детвору, чтобы росли здоровыми и сильными. Помимо этого, в отваре освящённых ветвей вербы было принято купать малышей, чтобы те были здоровыми.
Все чадолюбивые казаки старались в Вербное воскресенье всячески порадовать, повеселить ребятню. В станицах и хуторах в этот день проходили веселые ярмарки с различными представлениями. Выступали ученые медведи и скоморохи, показывались кукольные представления. Всем детям станичники обязательно покупали обновки и игрушки. Казачат легонько хлестали по лицу пучками цветущей вербы, приговаривая: «Верба из-за моря, дай, верба, здоровья!», «Верба бела бьет за дело». «Бери хворостинку, выгоняй скотинку!». Веточки вербы, как считали казаки, в праздник приобретали особую силу, а пыльца, слетавшая с пушистых сережек распустившейся вербы, становилась целебной. Если пыльца попадала в нос и дети, которых «хлестали» веточками, принимались чихать, родители радовались, ведь было это верным признаком оздоровления.
В вербное воскресение веточки вербы взрослые дарили детям со словами:
А вот и воскресенье подошло,
Пушистую вербочку на крыльях весны принесло.
Дорогая наша вербочка,
Вербочка освященная,
Уважать тебя будут все высоко,
Приди к нам с радостью,
Подари деткам здоровье крепкое!
А еще у нас на Дону считалось, что если освященную в церкви веточку вербы принести домой и воткнуть в землю, и молодая поросль пойдет в рост, то под корнями дерева всегда будет подземный источник воды, неиссякаемый даже в самый засушливый год.
Казаки верили, если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день.
Если на Вербное воскресенье идёт дождь — ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы.
Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо было сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Можно было веточки и почки размолоть и добавлять в корм животным, либо даже себе в кашу. Но ни в коем случае не выкидывать!
Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также те, на которых есть гнёзда и дупла.
Праздник Вербное Воскресенье нужно проводить в смирении и покое, но не забывать радоваться в душе, поздравлять друг друга. Обязательно по церковной традиции люди должны посетить утреннюю службу в храме. Именно после этой литургии проходит торжественное освящение вербных букетиков. Потом все собираются дома за скромным, но праздничным столом.
Л.В. Визинская,
научный сотрудник культурно- образовательного отдела
Старочеркасского музея-заповедника