Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи.
Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога.
Ученики получили способности проповедовать слово Христово.
Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаи и традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.
Широко отмечалась у донских казаков Троица (пятидесятница). Одновременно - это праздник распустившейся растительности, которую, образно говоря, чествовали, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Обычай этот является общим для всех славян.
В субботу перед Троицей поминали умерших: было принято ходить на кладбище, куда носили яйца, окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза).
Повсеместно ветками вяза украшали заборы, ворота и хозяйственные постройки, а полы жилища и церкви посыпали чабрецом. Для этого обязательно в троицкую субботу косили траву, в основном, чабрец, и расстилали ее в курене. На троицу девушки традиционно надевали венки, сплетенные из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет он или нет.
Самое важное дерево на Троицу - береза. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы.
С березой связан обычай завивания венков. Ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно - на другого. На троицу смотрели, что стало с венком.
Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.
Популярным был обряд «кумления». Компания девочек собиралась на Троицу, они жарили и ели яичницу. Раньше это называлось «играть».
У богатых за речкой были специальные сады – левады, в этих садах и играли. Через березовый венок девушки и женщины «кумились» - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами.
Иногда эта дружба сохранялась на долгие годы.
Во время «кумления» звучали различные пожелания. Например, девочке желали подрасти да расцвести, девушке на выданье желали скорейшего замужества, молодым женщинам - здоровых деток. На Троицу молодые девушки устраивали гадания о суженом, сопровождаемые песнями с брачными молитвами. В день праздника в некоторых донских станицах «водили чернеца» - хоровод с песней «как ишол чернец (чернец – монах под над Доном, по над Тихим Доном». В верховых станицах «плели плетень» - шли по кругу, взявшись за руки с песней «Селезень, мой, селезень». В день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону - «улицы», на нижнем и среднем Дону предпочитали хороводные танцы под песню «Белорыбица». Донские общественные гулянья на Троицу называли «ссыпками».
Ссыпки-складчины были составной частью многих календарных праздников на Дону, в том числе таких больших и значительных, как Масленица и Троица.
Ссыпки еще устраивали при встрече и проводах казаков на военную службу, в период храмовых (престольных) праздников.
На Троицын день в станицах заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на другой день бывает «ссыпка». Молодые казаки, девушки,а также и молодушки собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги: «приготовять яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть игры и плясать». Каждый участвующий в ссыпке приносит неравную долю, а «кто, сколько может»: иной бедный, да веселый, так его и без вклада приглашают, «поди, моль, к нам: за твои песни мы тебя и так уважаем» Здесь разбивались «на три круга» - малолетних, взрослых и стариков.
После начинался пир, в котором «все участвовали припасами или деньгами». Малолетних угощали обедом и сладким вином, заставляя их плясать «для потехи». Взрослые «пили, ели и плясали». Старики «пили, ели и вели беседу». Во всех этих кругах женщины принимали равное участие, но с наступлением вечера, забрав детей, они покидали место празднества, оставляя его мужчинам. Мужчины проводили на лугу всю ночь, предаваясь веселью.
Наутро следующего дня женщины возвращались с различными кушаньями, разыскивали своих мужей, будили их, приводили «в круг». Снова начинался пир. При этом устраивались всевозможные военизированные игры и военные упражнения, которыми вообще у казаков сопровождался каждый крупный праздник весенне летнего цикла.
Впоследствии «ссыпки» стали проводить уже в черте станицы. Участники ссыпки «складывались по несколько копеек», покупали водку и с песнями и пляской ходили по улицам, заходя в дома зажиточных казаков и станичной верхушки. Хозяева одаривали обходчиков, а те, в ответ, качали хозяев. В этих ссыпках участие женщин было ограниченным в еще большей степени, чаще всего они выступали в качестве зрителей.
В Троицкой ссыпке, так же как и в масленичных гуляньях: избирался атаман, два его помощника-есаула, судья, писарь, казначей и другие «должностные лица». Ссыпочный атаман, по словам, казаков, обличался такой же властью, как и настоящий. «Он – глава ссыпки, следит за порядком, командует ссыпкой, направляя ее то в ту, то в другую сторону, посылает гонцов, по его приказанию начинают подносить угощения, он открывает и прекращает ссыпку, наконец, он в случае отсутствия судей, творит суд и расправу. Как судья он пользуется обширными правами: может исключить виновного из ссыпки, наложить на него штраф и даже посадить под арест. Атаману должны подчиняться все беспрекословно, хотя бы в ссыпке был его отец и даже настоящий атаман. Власть его ограничивается только общим собранием. О всяком важном вопросе, прежде чем решить его, атаман должен посоветоваться с собранием, преимущественно со стариками» (А. Казмин).
В настоящее время обычаи празднования Троицы возвращаются. Хочется верить, что они полюбятся молодому поколению и приживутся навсегда.