С давних времен в России и на Дону бытует традиция лузгания семечек.
История возделывания подсолнечника на территорию Войска Донского, выделяет две версии. Если верить первой, то семена подсолнечника прибыли на Дон и Кубань вместе с украинскими переселенцами по приказу императрицы Екатерины Великой. По второй версии донские купцы привезли подсолнечник с одной знаменитой украинской ярмарки. В любом случае, подсолнечнику на донских землях под теплым солнышком понравилось.
В ХХI веке подсолнечник стал одной из основных рентабельных донских культур, выращиваемых на экспорт.
Красивый солнечный цветок для каждого казака ассоциировался не только с теплом родного очага, но был символом настоящей богатырской силы, столь необходимой настоящему защитнику Отечества.
С уважением относились казаки к самому подсолнуху, как обрядовому растению. Этот цветок-растение сеяли в каждом дворе, ухаживали за ним: удобряли землю, поливали, обмывали листья, охраняли от ветра, птиц и животных. И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха. Не случайно все мастера по изготовлению фаянсовой посуды не могут обойти этот цветок стороной - подсолнух отражает дух донского казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верен солнцу, так и казак верен своей земле и дому.
Традиция «лузгания» семечек на Дону имеет большую историю и своими корнями уходит в историю края, его самобытную культуру. Вначале она не воспринималась всерьез, однако, при глубоком изучении, поражает своей простотой и жизненной значимостью. Секреты этой казачьей традиции скрыты в духовной и материальной культуре донского народа. Они сотканы временем и проросли через него в наш ХХI век.
Донские казаки сумели по достоинству оценить подсолнечник, все его полезные свойства.
В языке народов, проживающих на Дону, существует много дублирующих названий этого лакомства: семачки, семушки, сэмачки, семашки (чаще всего встречается на Дону), семки.
Одни любят подсластить, другие - подсолить, третьи - с перчиком и солью. Однако, как считают знатоки, лучше жарить семечки перед употреблением. А, если говорить правильно, то лучше совсем их не жарить, так как при жарке пропадают 90 % полезных веществ. Вот, оказывается, почему в старину наши предки семечки ели прямо из подсолнуха. Бабушка Дуня, жительница станицы Старочеркасской, вспоминает, что ее бабушка Галя «сушила семашки на сковороде у огня», а не на нем.
Донские казаки считали лузгание семечек особой привилегией и делали это с чувством собственного достоинства. Каждый чукавый и форсавитый казак без семечек не появлялся ни на праздниках, ни на «завитии плетня».
Многие историки-краеведы считают, что манера лузгания семечек уходит своими корнями в те времена, когда казаки часами, а то и более выслеживали врага на своей территории и лузгали семечки, чтобы не заснуть. С точки зрения медиков, семечки в данном случае – превосходное терапевтическое средство, незаменимое для воина, чтобы расслабиться, но и помогающее ему оставаться сосредоточенным на главном и не заснуть.
В исторических архивах есть упоминание о том, что донские казачки, навещая своих мужей и родственников во время русско-японской и Первой мировой войны, привозили на фронт чистое белье и полные бурсаки подсолнечных семечек.
Как только немцы захватили Донской край в годы Первой Мировой войны, комендант Ростова - полковник Фром и комендант Нахичевани - лейтенант фон Валькер - издали специальные указы, запрещающие казакам в станицах и городах лузгать семечки. Запрещалась торговля подсолнечными и тыквенными семечками на улицах городов, хуторов и станиц под угрозой большого штрафа.
Известен факт, что к подъесаулу Тимофею Конькову, раненому в сражении под Ляояном 2 января 1905 года, дважды, пока он находился в госпитале, приезжали сестра с женой. Воинам 19 Донского казачьего полка привезенных семечек хватило на несколько дней. Сегодня мы знаем, зачем женщины дважды проделывали столь длительный и очень опасный путь. Традиции казачества всегда свято чтились и соблюдались. Соблюдались эти традиции еще и потому, что казаки – воины очень быстро убедились в многочисленных полезных свойствах семян полсолнечника и не упускали возможности подлечиться.
Известно, что достаточно длительное время ходил по Дону запрет на лузгание семечек для крестьян и прислуги, работающих на казаков, а также и для казаков-новодворков, пришедших в дом к своей жене после свадьбы. Наверно потому, что среди казаков вообще не приветствовался сам факт хождения в примаках.
В станицах лузгание семечек считалось показателем независимости, достоинства и самодостаточности казачества. На гуляния станичная молодежь без семечек не приходила. Об этом свидетельствует и донской фольклор. Этим они показывали уверенность в себе. В казачьем фольклоре говорится:
А я семушек пожарю,
По станице проплыву,
Две – три жменьки пощелкаю
И милого угощу.
Казаки умели лузгать семечки аккуратно, не сплевывая шелуху на землю. Складывается неправильное впечатление, что все дорожки и сама площадь – майдан, а тем более и территория за заборами казачьих куреней – были заплеваны лушпайками. Донские казаки всегда умели и не растеряли этого умения и сегодня, лузгать «чисто», собирая лушкайки во рту, под языком, а затем сплевывать в траву, под куст.
Это умение всегда обращало на себя внимание иногородцев. Если украинские казаки умудрялись заплевать свою военную форму, то донские казаки всегда кушали чисто. Этот факт описан в рассказе Ю.Сергеева «Двое»: «…казак, сидящий рядом с дедом, вытащил из кармана горсть семечек, кинул пару в рот, мастерски разлузгал и кинул вторую пару, не сплевывая шелухи, затем незаметно удалил всю шелуху изо рта». Казаки, щелкая семечки, при этом еще умудрялись и разговаривать, тихо и аккуратно, чтобы не оскорбить собеседника. Эту особенность трапезы донских казаков – опрятность – знают далеко за пределами донского края.
Никогда донские казаки не лузгали семечек на балясниках, не сплевывали с окошек и не выбрасывали лузгу через порог. Существует несколько форм сбора лушпаек: незаметно в кулачок и в карман завески или в кулечек и в ведерко. Ни в одной донской хате, саманном доме, а тем более в курене вы не увидите на столе семечек. Они только в глиняной «чашке». Причем, в одной лежат семечки целые, в другой – лушпайки.
Молодые казачки использовали манеру лузгания семечек, чтобы со стороны казаться занятыми, на чем-то сосредоточенными, не бросаться в глаза окружающим, когда специально поджидали своих любимых. На Дону считалось зазорным для девушки и женщины первой заговорить с мужчиной. Наличие семечек резко меняло ситуацию. Тут и начинался разговор. Надо отметить, что казак по природе своей, как и подобает человеку военному и серьезному, особым говоруном не был. Не зря на Дону тех, кто чрезмерно любил поговорить называли «бусарными» или «балиндрасами», и особой дружбы с ними не водили ни девушки, ни юноши.
Казачки-молодайки тоже считали за правило на люди выходить с семечками, которые ласково называли – «семашки». Молодые казачки гордо и независимо проходили по станице, щелкая семечки и думая о чем-то, о своем. На Дону бытовали казачьи «семашные посиделки», когда молодежь специально собиралась на праздники или «вечорки» погутарить, пообщаться, потанцевать. На таких «семашных посиделках» нередко казак обращался к девушке такими словами:
Разреши, хорошая, стать с тобою рядом.
Не гони, красавица, словом или взглядом.
Строгостью не забижай, семашками угощай.
Казачка отвечала:
Я с тобою поделюсь,
Семашек отведай.
Чем был занят весь денек,
Девушке поведай.
Молодые казачки умели вкусно приготовить семечки. Казачки и сегодня своеобразно готовят это лакомство. Семечки обязательно моют и сушат. Накаливают сковороду и легко смазывают маслом. Семечки жарят на сильном огне, сдабривая их сверху родниковой (или серебряной) водицей, часто подслащенной или подсоленной. Не случайно на Дону говорят - «Семачек отведай и хозяйку раскусишь: как живет, что жует, о чем жалеет, кем сердце болеет».
И сегодня в станицах старожилы поговаривают: «Каков вкус семашек, таков и вкус женской доли». Отправляясь на свидание, молодки поджаривают семечки, подсаливают их и даже, порой, перчат. В шуточных песнях и частушках такой способ жарки семечек нередко называли «присушкой», хотя особо в это не верили.
В наши дни по-прежнему любят лузгать семена подсолнечника. Возрождению этого любимого донского лакомства способствуют многочисленные рекламные акции, которые проводят предприятия, производящие эту продукцию. В отличие от прежних бумажных кулечков, сейчас поджаренные семечки фасуют в яркие пакеты. Продаются даже почищенные семечки, в пластмассовых стаканчиках.
Нам еще многое предстоит изучить и переосмыслить, чтобы вернуть уважение к некогда значимой традиции лузгания семечек.
Материал предоставила Полякова А.Н.,
зав. культурно-образовательным отделом
Старочеркасского музея-заповедника