Бесценный клад для казака, свой личный добрый конь.
С которым в бой, с которым в путь.
И в воду, и в огонь.
Незаменимый верный друг.
Верней, чем верный пёс.
Конь все невзгоды войн и битв казачьих перенёс.
И выносил из передряг, и грудью закрывал.
«Баллада о казачьем коне»
Сергей Дарьичев.
«Господь Бог надо мною, добрый конь подо мною». Эта казачья поговорка может сказать о многом, в первую очередь, о трепетном отношении к своему верному другу, коню. О лошадях всегда заботились, поили, кормили, чистили. Необходимо было заботиться и о здоровье конских ног, подковывать.
Кузнецов, которые ковали подковы и подковывали лошадей, обычно называли ковалями. Кузнец ковал подковы, подковочные гвозди – ухнали. И сам этими гвоздями прикреплял готовые подковы к лошадиным копытам. Люди с уважением относились к кузнецам-ковалям. Много сил и умения требовала их искусная мастерская работа.
Кузнец выковывал простые железные полоски, это были заготовки будущих подков. Затем загибал их по форме копыта лошади. Снизу делал шипы, протягивал канавку, чтобы в нее вошли шляпки гвоздей.
Подковы, как обувь, защищают копыта лошадей от различных повреждений. Подкованная лошадь может везти большой груз по любой дороге – каменистой, ледяной. Без подков же на таких дорогах копыта лошадей скользят и быстро изнашиваются. Иногда лошадь может поранить ноги в кровь.
Первые железные подковы появились в I веке, но выглядели они иначе, чем современные. Подковы представляли собой железные башмаки, так называемые «солеа». Башмаки надевались на копыта и привязывались к ногам лошади кожаными ремнями. Такая «обувь» была прочной, но очень неудобной.
А до этого копыта лошадей предохраняли различными способами: японцы обували лошадей, наматывая на копыта соломенные циновки; татары обматывали копыто кожаными ремнями-сапожками; киргизы обкладывали копыта пластинами из рога; на Руси же применяли чулки, сплетенные из камыша, соломы или веревок. Значительно позже появляются металлические пластины.
Подковы привычной для нас формы получили широкое распространение в средние века. В России ковочное дело на государственном уровне начинает развиваться с указа Петра I от 12 июля 1715 года, об учреждении в кавалерии «врачевателей животных», коновальных мастеров. Так как мастеров по лечению и подковке лошадей практически в то время не было, был издан указ о привлечении шведских специалистов в целях обучения русских людей кузнечному мастерству и «доброй коновальной науке». Первая коновальная школа в России и даже в Европе была открыта под Москвой в 1732 году, в селе Хорошево. В школе обучали кузнечному мастерству и изготовлению подков.
Для каждой лошади, для разного использования существуют разные виды подков. При их изготовлении учитывается и толщина, и форма. Для тяжеловозов делают подковы потолще, для скакунов наоборот потоньше.
На данный момент существует огромное разнообразие видов подков. Условно их можно разбить на следующие группы: ортопедические, алюминиевые, угольные, зимние, облегченные и стандартные. В большинстве своем они имеют возможность установки шипов. Всегда при изготовлении подковы учитывалось, прежде всего, строение копыта лошади, так как они у всех разные.
Стоимость конских подков на протяжении многих столетий была довольно высока, поэтому появилось суеверие, что подкова приносит удачу. В средние века человек, нашедший подкову, мог позволить себе многое. Подковами можно было даже официально заплатить налоги. Все это объясняется стоимостью металла и работой кузнеца. Так как кузнецов издревле считали колдунами и волшебниками, то и подковам, которые они ковали, приписывали волшебные свойства.
Еще в далеком Древнем Египте, фараоны запрягали в свои колесницы лошадей, подкованных золотыми подковам. Царскую поездку сопровождала толпа народа. Если подкова у лошади отрывалась, то ее мгновенно поднимал счастливы обладатель этого богатства. Человек подобравший подкову был обеспечен удачей надолго. Иногда и в России аристократы своих лошадей подковывали золотыми и серебряными подковами. Даже простое железо было дорогим и редким. Найдя металлическую подкову на дороге можно было с выгодой продать кузнецу или торговцу. Отсюда и поверье: «Найти у дороги подкову и забрать ее домой – к счастью».
В древней Руси было поверье, связанное с подковой: если повесить оберег над дверью, то дом будет защищен от нечистого. В народных преданиях говорится о кузнеце, к которому явился черт в образе коня. Чертов конь очень старался заставить кузнеца подписать договор с ним в обмен на душу. Но кузнец не поддался на уговоры и решил проучить черта, подковав его. Черту было так больно, что с тех пор он стал сторонится подков. А кузнец в науку черту повесил подкову перед дверью, чтобы тот не мог войти. Так и повелось с тех пор вешать подкову на дверь, оберегая свой дом от нечисти.
На Дону отношение к коню доброе, как к члену семьи, другу и товарищу. Это отношение впитало в себя почитание коня. Казаков недаром называли «степными кентаврами», с рождения и до смерти конь сопутствовал ему во всех земных делах. В каждой донской станице были кузнецы-ковали, умевшие выковать подкову и подковать это животное. В городе Черкасске, в последствии станице Старочеркасской было много кузниц и славных кузнецов-ковалей. По нынешний день местные жители на своих подворьях находят разнообразные подковы и гвозди-ухнали. В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранится целая коллекция конских подков.
Лошади и сейчас, в наш космический век, выполняют разнообразные работы в поле, в лесах, в горах. Они помогают в работе лесникам, геологам, врачам и пограничникам.
Там, где беспомощны трактора и вездеходы, человека выручают лошади. Всем лошадям, нашим верным помощникам, нужны хорошие подковы. Хорошая ковка повышает выносливость лошади и укрепляет ее здоровье.
Материал подготовила научный сотрудник
ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник»
Визинская Л.В.