Станица Старочеркасская – удивительное место в Ростовской области, бывшая столица Войска Донского (г.Черкасск). Находится в 30 км от г. Ростова-на-Дону, на берегу реки Дон. Еще издревле сюда прибывали беглые люди, которые стали себя называть казаками.
В 1570 году был основан г.Черкасск, который в 1644 году стал столицей Войска Донского, а в 1805 году город был разжалован в ст. Старочеркасскую.
У казаков было распространено убеждение о своём предназначении быть защитниками Веры, Царя и Отечества. За много столетий у казачьего народа сложились свои обряды и традиции, но большое внимание казаки уделяли всегда духовному, религиозно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Детей с раннего возраста приобщали к вере. Ребёнок еще не умел хорошо говорить, как его уже учили креститься и читать молитвы. Родители, идя по воскресеньям и в праздничные дни в церковь, обязательно брали с собой детей.
Казаки уделяли особое внимание религиозным праздникам и соблюдению постам. Самыми почетными считались Троица и Покров, но особенно казаки любили отмечать рождественские праздники.
К достойному празднованию Рождества верующие готовились сорокадневным постом, известным под названием Рождественского или Филиппова. Начало Рождественского поста приходится на 28 ноября. Эта дата постоянна, т.к. Рождество относится к непереходящим (т.е. не меняющим даты) праздникам. Рождественский пост каждый год начинается 28 ноября и заканчивается 6 января, накануне Рождества.
Этот пост существует в христианской практике уже много веков. Он восходит к первым векам христианства. Христиане начали его выделять, как отдельный и многодневный, с IV века. Упоминания о нем можно найти в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого.
Правила воздержания в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Во время поста запрещалось кушать мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста запрещалось есть рыбу, пить вино, принимать пищу следовало без масла (сухоядение). В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешалось принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешалась в субботние, воскресные дни и великие праздники. Канун праздника проводился в особо строгом посте. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не дозволялась.
Поста казаки придерживались до сочельника. В сочельник не ели до первой звезды. В «красном углу», под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отварными зернами пшеницы, политой медом или подслащенной сахаром или изюмом – кутья. С первой звездочкой на небе, после молитвы, ели кутью, а за ней самый скромный ужин.
Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дому дети славить Христа, начиная обычно с войского атамана. Сам атаман приставал к компании старшин. Так и ходили вместе по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин был обязан заплатить. Ходили по три-четыре человека. Не принять «христовщиков» считалось большим грехом, все равно, что не принять ангелов. После пения тропаря или кондака мальчик выходил вперед и пел Христовскую песню.
Колядовщиков принимали только до восхода солнца. Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом специальную песню коляду.
Колядовщика одаряли пирогами, конфетами, деньгами. Все собранное сносили в заранее намеченный курень и там в течении праздника, начиная со второго дня, устраивали «сборки» (посиделки) с музыкой, играми, плясками.
В ночь перед Рождеством на базу зажигали костер, чаще всего соломенный стог. Вокруг стога собирались родственники. Это древний славянский обычай и объясняется он тем, что в ночь, когда спаситель еще не родился и нечистая сила особенно свирепствует, к теплу костра прилетали души умерших предков людей из этого рода.
С кострища, которое сохранялось (на нем никогда не готовили), казак, отправляясь в дальние края, брал землю, щепотка которой вместе с веточкой полыни. священной травой кочевников, по поверьям отгонявших злых духов, хранилась в ладанке на груди.
Таким образом, у казаков сложились особые материальные и духовные ценности, складывающиеся веками, которые передаются из поколения в поколения, и чтятся жителями станицы по нынешнее время.
Материал предоставила
научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Менчикова Галина Николаевна