Ступка (салотовка) для толчения сала. Станица Старочеркасская. Начало XX в.
В этнографической коллекции «Дерево» Старочеркасского музея-заповедника представлен целый ряд деревянных ступ.
На территории Области Войска Донского деревянные предметы бытовали в каждом хозяйстве. В результате историко-этнографических экспедиций по верхнему Дону в 80-х годах в фонды музея поступило более десятка ступ.
Дерево было самым доступным и любимым материалом мастера, различного размера, разной формы, с ручками и без ручек, с пестами. О ступе разговор может быть долгим. Значение этого слова произошло от старого русского слова ступать — переставлять ногу с места на место. Необходимой принадлежностью ступы был пест. «Пест» еще называли толкач, чекмарь, вырезали его из дерева. Пестиками толкли, растирали, продавливали или пробивали что-либо. Изготавливался он до 100 см длины, при диаметре около 7-10см. Для удобства пест делали с перехватом посередине. Конец нередко обивали железом, чтобы утяжелить его и предохранить от раскалывания. Небольшой пестик с ручкой и плоской рабочей поверхностью называли толкушка. Толкушка часто использовалась как самостоятельный инструмент без ступки (в её роли выступала любая подходящая ёмкость).
Ступка (салотовка) для толчения сала. Станица Старочеркасская. Начало XX в.
Ступы были в каждом сельском доме и выдалбливались они из крепкого дерева в основном из нижней части ствола без сучков. В ступе производили экологически чистый продукт, сама она была из экологически чистого материала. В зависимости от основания, на которое устанавливали ступу, различали ступки настольные (ручные) и ступы напольные (наземные).
Дерево, на первый взгляд, кажется не совсем подходящим материалом для ступки, но если она выдолблена из бруска в продольном направлении волокон, то обязательно будет прочнее даже некоторых металлических изделий. Корпус (тулово) ступы иногда опоясывали укрепляющими металлическими кольцами.
Качество деревянной ступки напрямую зависело от породы древесины. К породам средней твердости относятся дуб, осина, клен, береза, а самыми твердыми являются кизил и самшит. Предназначались ступы для толчения зерновых культур, волокон льна и конопли, а также были ступки для толчения картофеля, соли, льняных и конопляных семян.
Ступа напольная цельная. Верхний Дон, XIX-XX в.в.
Кроме того, в быту использовались ступы для специй. Они назывались “салотовки” в них толкли и растирали чеснок, сало, перец горошком, смешивались разные травы и пряности. Хозяйки добавляли в блюдо свежеизмельченные приправы — это придавало ему неповторимый вкус и аромат. Выдалбливалась салотовка из цельного куска древесины и представляла собой невысокую, широкую с расширяющимися кверху бортами чашу, с короткой ручкой цилиндрической формы. Песты для применяли чаще всего двухсторонние: с двумя рабочими концами и ручкой-перехватом посередине.
В доме обычно было несколько ступ, и каждая из них использовалась по-своему, хотя все они предназначались для толчения. Самой высокой считалась ступа для волокон льна и конопли (до 80 см, глубиной 50 см). На Верхнем Дону повсеместно такие ступы использовали для толчения вымоченных и высушенных стеблей конопли и льна. В качестве песта применялись колотушки-чекмари. Стебли конопли так же, как и льна, имели волокнистую структуру и служили основой для изготовления канатов, шпагатов, парусины и брезента.
По толковому словарю В.Даля, “чекмарить” - бить, колотить, утолакивать. “Чекмарь” - от тюрк. chokmar - булава, дубина. В коллекции Старочеркасского музея несколько таких предметов. Она собой деревянную массивную колотушку, которая напоминает киянку и имеет молотообразную форму. Рабочая часть ее слегка изогнута, насажена на рукоять через сквозное отверстие, просверленное по центру. Рукоять - недлинная палка, круглая в сечении, в отверстии расклинена, куда вставлен металлический клин. Привезены они в 1977 году из научно-этнографической экспедиции по Верхне-Донскому району.
Чуть ниже применяли супы для зерновых культур (ячмень, кукуруза, пшеница, овёс, гречиха, просо) – до 70 см. Чтобы зерновые употребить в пищу, их надо очистить от оболочки. Вот здесь и нужна ступа. Толочь зерно в ступе процесс нудный, однообразный и требующий терпения. Начинать нужно было медленно, чтобы не разбросать зерно вокруг ступы. Очень осторожно, легко, бережно опускать пест в ступу. В процессе, извлекали пест из ступы и рукой проверяли, сколько зерен в шелухе, сколько очищенных. Когда зерна оставались без лузги примерно на 95%, то их пересыпали в ведро, затем толкли следующую порцию. После того, как крупы натолкли достаточное количество, ступу переворачивали вверх дном и с пестом ставили в угол. Устойчивость ей придавала расширенная и утолщенная платформа. Ступа имела две ручки, выдолбленные из того же ствола дерева, которые служили для перестановки ступы с места на место. Если ручки отсутствовали, то обычно делали удобный перехват посредине тулова. Обязательное условие - ступа должна быть изначально из цельного куска дерева, а не из частей. Склеить, скрепить хотя бы из двух деталей ее было нельзя: нагрузка велика, могли образоваться щели.
Прежде чем пустить конопляное, льняное семя в маслобойку, применялась невысокая ступа размером 40 см. Такая ступа с пестом для толчения (оталкивания) привезена из экспедиции (станица Калитвенская, Каменского района, Ростовской области).
Внутренняя полая часть ступы из цельного дерева выбрана с помощью долбления. Тулово цилиндрическое, расширяющееся к горловине в форме рюмки и плавно переходит в высокий конусовидный поддон с круглым основанием. Борт гладкий, скошен вовнутрь. Высота поддона 8,5 см. Пест цельный, двухсторонний, цилиндрический с утолщениями на концах.
Ступа долбленая. Верхний Дон. Кон.XIX-нач. XX в.
Бытовое использование ступы и песта регламентировалось многочисленными правилами и запретами. По поверьям, не следовало оставлять на ночь пест в ступе, иначе ночью им будет толочь нечистая сила, а потом болезнь рассевать по народу. Советовали во время пожара перевернуть ступу кверху дном, чтобы ветер утих и не разнес огонь. Во время засухи парни бросали в колодец ступу, пест и кувшины, чтобы вызвать дождь. Особенно ярко проявлялись ступа и пест в сказках и шутках. Каждому ребенку известно средство передвижения Бабы-яги – деревянная ступа.
До сих пор неповоротливую женщину называют в хуторах и станицах ступой. Еще чаще ступа упоминается в русских народных пословицах и поговорках: «Ее и в ступе не утолчешь» (упряма), «Его толочь заставь, так он в ступке дно прошибет» (глупый), «Не ест ступа толокна, а мир кормит», «Дурака, хоть в ступе толки, таким и останется».
Давно уже нет ступы в обиходе. Сейчас ступа нечасто используется в хозяйстве, но помнить о традициях предков все же необходимо.
Т. А. Бузнякова – старший научный сотрудник
научно-фондового отдела
Старочеркасского музея-заповедника