Кузнечное ремесло является очень древним.
Археологические находки показывают, что уже в каменном веке наши далекие предки обрабатывали самородные металлы и метеоритное железо при помощи каменных ударных инструментов. В I тыс. до нашей эры кузнечная обработка в сочетании с термической обработкой были хорошо известны предкам славян, жившим на территории Древней Руси.
Кузнечное дело было хорошо знакомо и донским казакам. Известным, среди донских казаков, был Микифор Сидоров, ездивший в 1642 г. в Москву со станицей атамана Абакума Сафонова. Кузница была найдена при раскопках Кагальницкого казачьего городка. Кузница имелась и в зимовище воровских казаков на Кулалинском острове на каспийском море. Видевший это зимовище стрелецкий сотник Л. Медведев сообщал, что там стрельцы нашли «мешок железа обломков всяких, и подков лошадиных тезицких, да мехи кузнецкие». И если даже в небольшом отдаленном зимовье у воровских казаков была кузница, это служит указанием на распространенность кузнечного дела среди казачества.
Статистика XIX века позволяет нам представить, насколько распространенным было кузнечное дело на Дону в это время. В. Сухоруков отмечает в исторических описаниях, что в городе Черкасске, столице Войска Донского имелась 1 каменная и 20 деревянных кузниц, в Ростове — 14 деревянных, в Новочеркасске- 67 кузнец.
При раскопках Кагальницкого казачьего городка обнаружена кузница XVII в. площадью 24 м². Она была под навесом и, вероятно, огорожена плетнем. Глиняная площадка овальной формы (1,5 х 0,8 м) в центре может рассматриваться как остатки от основания горна. В районе кузницы найдено большое количество металлических предметов: струбцина, топор, рыболовные крючки, серп, предметы вооружения и отходы производства (обломки металлических пластин, обрубленные стержни, металлический пёк и т. д.).
Эти раскопки дали практически единственное самое общее описание кузницы, работавшей на Дону. В архивах и исторической литературе мы не встретим больше никакой информации. Можно предположить, что донские кузницы XVI-XIX вв. выглядели так же, как их славянские и не только славянские собратья. Тогда более подробно восстановить их внешний вид и технологию производства помогут сведения из русской истории и этнографии.
По мнению советского и российского археолога - исследователя славянской культуры и истории Древней Руси Б.А. Рыбакова, кузнечное производство, так же, как и гончарное, осталось без существенных перемен на той же стадии развития, с древних времен и почти до XIX в. Значит, мы можем использовать практические любые по времени средневековые свидетельства о кузницах, для того, чтобы представить, как они выглядели в XVI-XIX вв.
Кузницы, по соображениям противопожарного характера, располагались на окраинах города у городского вала. Они были оборудованы горном и воздуходувными мехами. Источники середины XVI в. упоминают: «ставили кузницу и горн делали». Основной инструментарий кузнеца состоял из наковальни, молота, молотка, клещей, зубила, бородков. Все клещи, а также молоты и наковальни изготовляли из обычного кричного железа.
На Дону залежи железной руды были неизвестны и ее обработкой не занимались. Даже южная часть Московского государства, усиленно колонизовавшаяся в XVII в., в связи с продвижением все дальше в степь передовой линии крепостей, не была богата пунктами выработки железа. Поэтому область донского казачества снабжалась металлами для кузнечного производства из более северных районов.
В XVIII веке после Кючук-Кайнарджийского мира, открывшего для русской торговли Черное море, уральское железо стало направляться к Таганрогу по Каме и Волге до Дубовки для перевала от нее на Дон. Естественно, что железо и изделия не только провозились, но и продавались в попутных городах и больших селениях.
Город Черкасск, позже станица Старочеркасская, тоже славился своими кузнечными мастерами. Целая улица возле Черкасской протоки была усеяна кузницами, в которых ковали подковы, серпы, косы, тяпки. Династия Белаковых, передавала свое кузнечное ремесло из поколения в поколение. Самый старейший кузнец Старочеркасска Моисеев Захар Григорьевич был верен своему ремеслу до конца своих дней. Даже дома у него во дворе стояла наковальня, и жители станицы шли к нему с просьбой помочь в том или ином деле, где необходима была «рука кузнеца». Дед Зоря, как ласково называли его местные жители, прожил долгую жизнь, 98 лет. Умер он в 1987 году, но до сих пор жители станицы вспоминают его добрым словом.
В наш бурный век различных новаций и технологий, ни что не заменит теплоту и мастерство натруженных рук кузнеца. Холодные кованные изделия, выкованные мастером излучают его любовь и стремление подарить людям радость. К сожалению, в эпоху модернизации кузнечное ремесло потеряло свой былой смысл. И лишь XXI век, время возрождения старых традиций. Все больше появляется кузнечных мастеров, не только мужчин, но и хрупких женщин. Эти люди поистине создают шедевры. Среди которых и кружева кованных ворот и ветви роз в вазонах. Возрождение старых традиций, говорит о том, что молодое поколение стремится к сохранению древних ремесел своих предков.
Материал подготовила научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Визинская Л.В.