• 037.JPG
  • 033.jpg
  • 012.jpg
  • 043.jpg
  • 040.jpg
  • 004.jpg
  • 032.jpg
  • 006.jpg
  • 007.jpg
  • 019.jpg
  • 002.jpg
  • 038.jpg
  • 005.jpg
  • 044.jpg
  • 015.jpg
  • 045.jpg
  • 029.jpg
  • 013.jpg
  • 036.jpg
  • 003.jpg
  • 001.jpg
  • 009.jpg
  • 014.jpg
  • 041.jpg
  • 035.jpg
  • 020.jpg
  • 034.jpg
  • 018.jpg
  • 017.jpg
  • 027.jpg
  • 010.jpg
  • 008.jpg
  • 028.jpg
  • 016.jpg
  • 042.jpg
Логотип


    

IMG 1957

На Дону у казаков еще с давних времен существовало множество различных традиций и обрядов соблюдения  церковных праздников.

Казаки всегда  были глубоко верующими людьми, и ни одного великого дела они не начинали без молитвы, так как чувствовали свою духовную связь с умершими и обязательно поминали усопших.

Самыми почитаемыми праздниками на Дону считались зимние святки, Пасха, Покров и Троица. Праздник Святой Троицы относится к «двунадесятым» праздникам православия и являлся одним из любимых и почитаемым у казаков.

Празднику Троицы предшествует Троицкая родительская суббота. Сам праздник праздновался на Дону красочно и светло. Храмы в этот день украшались цветами и зеленью, косили траву, которой устилали пол. Церкви принимали нарядный вид, наполнялись запахами цветов и трав. В этот день в храме прихожане плели венки, трижды становясь на колени. Венки эти хранили дома, считалось, что такой венок охраняет дом от злых духов.

К празднику Святой Троицы готовились загодя. Хозяйки за день или два до праздника начинали генеральную уборку в доме и  во дворе.   Освобождались от неиспользуемых вещей, особенно от тех, которые могут напомнить неприятные моменты в жизни. Люди, у которых есть свой сад и огород, старались очистить их от различного рода сорняков. Они вырывали с корнями сорные растения и втыкали их верхушкой в землю, тогда считалось, что эти сорняки больше не будут засорять их земельные участки.

Украшали цветами и травой не только храмы, но и казачьи дома. Курень преображался, наполняясь запахом зеленого луга, размятой сырой травой. Обычай приносить в Троицын день в дома и храмы зелень символизирует «всеоживающую силу пресвятого и животворящего Духа».

 

IMG 1963

 В  старину верили, что в эти дни русалки выходили на берег и заманивали парней. Чтобы этого избежать, по берегам рек и озер несколько ночей подряд жгли костры. Считалось, что горячий огонь должен был остановить нечисть.

В Троицу юную девушку, на пороге  взрослой жизни, напоминает природа на кануне буйного летнего цветения потому и считалась троица «девичьим» праздником. Некоторые Троицкие обряды должны были совершаться только девушками, в отсутствие мужчин любого возраста.

Именно в Троицу было принято водить хороводы. Наши предки верили, что хороводом они помогают Солнцу – главному источнику жизни.

Самое уважаемое дерево на Троицу – береза. Она одевается в зеленый наряд раньше всех. Считалось, что береза обладает особенной жизненной силой. Березками украшали дома и храмы. С березой связан и обычай завивания венков. Перед Троицей ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу.   Можно было сплести венок на себя, а можно – на кого-то другого. На Троицу смотрели, что стало с венком. Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.

Через березовый венок девушки и женщины «кумились» - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами. Иногда эта дружба сохранялась всю последующую жизнь. Во время кумления звучали различные пожелания. Девочке подростку желали: «Еще тебе подрасти да побольше расцвести!». Девушке на выданье желали скорейшего замужества: «До налетья косу тебе расплесть надвое, чтобы свахи и сваты не выходили из хаты, чтобы не сидеть тебе по подлавочью!». Молодым женщинам – свое пожелание: «На лето тебе сына родить, на тот год сам-третей тебе быть!».

Украшенную березку носили по домам девушек, а потом пускали по реке. На реку приносили и венки из цветов и березовых веток. На венках гадали: утонет – к смерти, сразу прибьется к берегу – замужество в своей деревне, проплывет дальше – идти замуж на чужую сторону, уплывет – не быть свадьбы в этом году.

К березке девушки приносили скатерти и устраивали трапезу. Главным блюдом этой трапезы была яичница. Ее готовили в доме, а к месту праздника приносили в глиняной посуде. Ели яичницу ложками, а потом ложку полагалось бросить над ржаным полем – как высоко ложка взлетит, такой высокой и рожь уродится.

IMG 1971

У Троицкой березки водили хороводы, пели песни – хороводные, игровые, лирические. Наиболее популярной была известная многим с детства «Во поле березка стояла». Пели частушки и «страдания» - некоторые из них сочинялись тут же, во время гулянья. Из игр и развлечений в большом почете были качели, «горелки», лапта.

B день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону водились хороводы – «Улицы». А на нижнем и среднем Дону отдавались предпочтения танцам под названием «Белорыбица».

Хорошей приметой на Троицу было сватанье. Считалось, если на Троицу посватаются, а на Покров поженятся, значит, жизнь у этих супругов будет долгой, счастливой, в любви и согласии.

Цветы и лечебные травы, собранные в такой день, считаются целебными и способны вылечить любой недуг, а собранная роса обладает особенной силой, которая способна исцелить и придать сил.

В народе верили, что дождь на Троицу — к урожаю, к грибам, к теплой погоде. Плохой приметой было, если в этот день было жарко — значит все лето будет засушливым.

Люди считали, что после Троицы погода стабилизируется  и наступят теплые, солнечные дни.

В день Святого Духа принято было раздавать всю мелочь нищим, тем самым ограждать себя от невзгод и болезней.

В настоящее время обычаи праздновать Троицу возвращаются. Старочеркасский музей-заповедник ежегодно отмечает этот праздник широко, зазывая гостей. В этот день на территории музея сотрудники с гостями плетут венки, готовят традиционное блюдо этого праздника- яичницу, водят хороводы, загадывают желания. Без внимания не останется никто!  Гости станицы в праздник Троицы также не остаются без внимания, В широком праздновании  принимают участие не только дети но и взрослые.

Статью подготовила
 старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
 Менчикова Г.Н.