14 декабря по народному календарю - день Наума Грамотника. В этот день, в донских станицах отправляли детей в школу. К этому времени были завершены сельскохозяйственные работы, большой объем домашних работ заканчивался.
Дети были помощниками для своих родителей и в это относительно свободное время начинали обучение. Раньше детвора посещала школу 2-3 зимы, не больше. Учились не все. Казачьи семьи были очень большими и некоторые имели по 6 – 8 детей. Отдавали в обучение наиболее «охотного и сметливого» к обучению ребенка. Выучившись грамоте, школьник обучал умению читать и писать своих младших братьев и сестер. Такое обучение на Дону называли «навычным», то есть не от профессионального учителя, а от простого общения с образованным для того времени человеком.
Ярким примером «навычного обучения» служит судьба донского героя Якова Петровича Бакланова (1809 – 1873гг.). Его семья жила очень скромно. Отдать в обучение единственного сына родители не могли. Грамоте юного Бакланова научила местная старушка. У нее мальчик научился читать «Часовник». Когда Якову исполнилось семь лет, отец взял его с собой на службу в Бессарабию. За несколько лет в походе, мальчик выучил, общаясь с местным населением, молдавский язык и овладел тайнами траволечения.
Во все времена для того, чтобы успешно освоить обучение, необходимы школьные принадлежности. Многими мы пользуемся и сейчас: ручки, карандаши, бумага. Каждый из названных предметов имеет свою особенную историю.
Появление обычного карандаша связано с Англией. В XV веке на острове в лесу росло большое дерево, и, когда буря его сломала, под корнями был обнаружен черный пласт породы. Некоторые предлагали его использовать как уголь, другие - в качестве медицинского препарата. И только позже обнаружили, что при разломе получаются тонкие пластины, которыми можно оставить жирный след на бумаге. Чтобы руки не пачкались, писчие пластины оборачивали листьями. Англия зорко охраняла залежи природного графита, но к XVII века эти запасы были исчерпаны, и карандаши на 40-50 лет исчезли из производства. Только к XIX веку в химической промышленности будет создана новая технология приготовления графита. К обычной глине добавят клей и красители. Затем графит обожгут на огне и обложат деревянными палочками, смоченными клеем. После этого карандаш закрепят в тиски на 4-5 часов. Но это не означает, что так работают только с одним карандашом. Это большой массовый технологический процесс. Из одного дерева можно получить 300 тысяч карандашей. Сегодня карандашей в мире выпускают столько, что, если их распределить в цепочку один за другим, можно обогнуть нашу планету по экватору 65 раз. Стержень графита рассчитан на написание линии длиной в 56 км.
Карандаши полюбили художники. Много замечательных рисунков появилось благодаря простому карандашу. Писателям они тоже пришлись по душе. К примеру, И.А. Бунин пользовался ими при написании своих замечательных произведений. Иногда исписывал до 200-300 штук. Берут карандаши с собой космонавты. В особых условиях космического пространства не все писчие предметы выполняют функции письма. Здесь только карандаш проявляет свою практичность. Карандашом писали, но часто приходилось стерать неправильную букву или неосторожный штрих. Первым ластиком для стирания стал обычный хлебный мякиш, скатанный в шарик. Затем его сменил ластик из натурального каучука, чуть позже каучук заменят искусственным синтетическим материалом. Параллельно с карандашом пользовалась популярностью ручка. Она не конкурирует с ним, она его просто дополняет. Ее история начинается с гусиного пера. Вся Россия писала гусиными перьями 1500 лет. Писали Ломоносов, Пушкин. В XIX веке в России работала целая пищевая промышленность, которая обрабатывала гусиные перья.
Гусиное перо использовали не сразу. Проходил определенный процесс подготовки к написанию. Обычно перо имеет на конце небольшой сгусток жира и от него нужно избавиться. Песок раскаляли и в него ставили перо. Держали до тех пор, пока жир не растаял. Затем срезали конус лезвием небольшого ножичка. Такие ножички называют перочинными (от “чинить” перо). Ежегодно перьев для письма в России выпускали до 30 млн. штук. Макали перо в жидкие чернила и писали одну или две буквы. Это был большой недостаток: каждый раз приходилось пополнять чернилами гусиный кончик.
На смену такому перу приходит ручка наливная. Она впервые соединила чернила и ручку вместе. В основу конструкции было положено наличие металлического пера и корпуса с всасывающей пипеткой. Наливной ручкой можно пользоваться 2-3 дня. Ее можно носить при себе, закрепив небольшим зажимом на верхней части кармана. На смену наливной ручке пришли шариковые и гелиевые ручки, которыми пользуются школьники в наше время. Жидкие чернила тоже имеют свою историю. Первые чернила готовили на основе хлебного кваса. Добавляли в квас орешки чернильного дуба, ржавое железо, клей вишневого дерева. Всю массу уваривали, настаивали. И поэтому первые чернила были коричневого цвета. Но они были очень качественные.
В фондах Старочеркасского музея хранятся рукописные книги XVII- XVII веков. Особые условия обеспечили хорошую сохранность коричневых чернил. Написанные ими строчки и сейчас можно без труда прочитать. На смену коричневым придут синие чернила, в которые будут добавлять ультрамарин, глицерин, жиры. Во второй половине двадцатого века появляются шариковые ручки, стержни которых заполняют густой чернильной пастой. Для любого написания нужна бумага, которая появилась в Китае, но только после того, как китайцы изобрели шелк. Шелковые нити разматывали из кокона тутового шелкопряда, ткали, кроили и шили одежду. При раскрое одежды появлялись обрезки. Дороговизна получения шелка не позволяла выбрасывать тканевые отходы, и позже придумали машины, которые превращали обрезки в пух. После этого массу смешивали с клеем, прессовали. Первую бумагу выполняли из ткани и называли ветошной (тканевой). На ней в XVIII-XIX веках писали ученики в школах. Ее использовали монахи в монастырях для переписывания богослужебных книг. Такие книги священного писания становятся первыми школьными учебниками.
Учителем был тоже священник. Такая книга - одна книга на весь класс. Учитель показывал каждому ученику, как написана буква в книге и ребенок мелом или угольком на дощечке, воспроизводил начертание увиденной буквы. Трудно было учиться, но жажда у детей была так велика, что они схватывали все буквально на лету. Ветошные книги были очень удобными и легкими, хоть технологический процесс изготовления был непростым и дорогостоящим. Желающих обучаться грамоте становится все больше. Стремительно возрастает спрос на школьные учебники и тетради. Эту потребность восполняет древесно-целлюлозная промышленность. Основой состава дешевой писчей бумаги становится древесная масса с добавлением клея. Теперь тетради и учебники массово выпускают из древесины.
В фондах Старочеркасского музея хранятся учебные пособия начало XX века. Ветошная бумага полностью вытеснена из школьного обихода. Но сохранилась в нынешних бумажных купюрах. Чтобы денежные купюры были гладкими, в них добавляют сырье льна.
Забытый канцелярский предмет - чернильница, очень нужная и незаменимая маленькая емкость для хранения жидких чернил.
В XVII веке чернильные приборы выполняли из металла. Традиционно, они имели по боковым сторонам два «ушка» для подвешивания на поясе писаря. Сменили металлические чернильницы приборы из простого стекла или фаянса.
Форму чернильниц выполняли по принципу «непроливайки». Тулово изготавливали в виде обратно вдавленной в конусный корпус зауженной горловины, которая не позволяла опрокинутой чернильнице пролить чернила. Форма «непроливайки» закрепилась в нынешних стаканчиках для школьных акварельных красок. Вот такая долгая, но простая история появления у школьников обычных письменных принадлежностей.
Материал подготовила
старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Мазур Л.И.