Традиционные казачьи воинские праздники объединяли казаков и являлись неотъемлемой частью религии и культуры казачьего общества.
У казаков, как и любого другого народа, были свои традиции в играх. В этом также проявлялся их образ жизни, связанный с условиями хозяйствования и жизненным укладом.
На ярмарках и гуляниях популярностью пользовались состязания силачей в поднятии камней и прочих тяжестей, толкании бревна.
Очень популярны бои на бревне, когда два участника садились друг перед другом на высоко закрепленном бревне и старались сбить друг друга на землю ударами мешков с опилками или палками, обмотанными тряпьем.
Кулачный бой также является одним из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для защиты своих земель.
Танец с оружием - явление известное у воинственных народов. В нем отрабатываются навыки работы, перемещения, что должно быть представлено во фланкировке (танец и боевые элементы, перехваты, рубящие и колющие удары). Помимо танца с шашкой, есть еще и рубка полосы.
Дети соревнуются друг с другом в беге «взапуски» (наперегонки).
Уникальным явлением культуры донских казаков с давних времен выступали шермиции – воинские состязания, где донские казаки показывали умение владеть конем и оружием, демонстрировали лихость и отвагу, своими победами умножая славу своего рода, своей станицы. В этих своеобразных и красочно обставленных воинских играх отрабатывались элементы техники и тактики ведения боя, в них народ демонстрировал жизнестойкость и жизнеутверждающее начало, выявлял лучших и достойных, вырабатывал образцы поведения для подражания. Сегодня этим словом обозначаются все традиционные состязания казаков, имеющие обрядовый характер.
Шермиции включают в себя: рубку мишеней шашкой, метание пики в цель, бои на шашках, бои на пиках, борьбу на поясах, стрельбу из традиционного лука и конные состязания, шашкой и пикой в пешем строе, а также борьбу «на ломка».
На Дону также ежегодно проводятся традиционные казачьи воинские состязания, устраиваемые на праздниках.
Шермиции являются ярким этнокультурным праздником, на котором помимо воинских состязаний, обряда «посажения на конь» казачат достигших трехлетнего возраста, также представлен широкий пласт традиционной казачьей культуры — песенной, танцевальной, ремесленной. Возрождается такое самобытное явление донской казачьей культуры как народный театр с его героическими драмами, сатирическими комедиями, фарсами, озорным кукольным театром.
Дисциплины шермиций (по материалам сайта http://www.peoples-rights.ru/shermicii-narodnye-kazachi-igry/)
— Дисциплина «рубка мишеней в пешем строю» – исторически сложившаяся у донских казаков форма проведения состязаний в рубке шашкой. Подобные состязания проводились в качестве подготовительных упражнений к рубке верхом на коне. Соревнование представляет собой прохождение полосы с разными мишенями в пешем строю с целью поражения их шашкой и получением определенного количества баллов за фиксированный промежуток времени.
— Дисциплина «фехтование на шашках» – исторически сложившаяся у донского казачества форма проведения состязаний с использованием шашки. Характеризуется задачей нанесения сопернику оцениваемых рубящих ударов шашкой.
— Дисциплина «фехтование на пиках» исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний с оружием, сопровождавшая праздничные мероприятия. Основная задача состязаний – нанесение сопернику оцениваемых колющих ударов пикой (дротиком) (длинно-древковым оружием с мягким наконечником). На Масленицу гулебные ватаги казаков ходили по станице с флагами, при встрече с другой командой устраивали шермиции, бросались друг на друга в дротики.
— Дисциплина «борьба на ломка» – исторически сложившаяся у донских казаков особая форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде борцовского поединка, целью которого является с помощью борцовских действий из предварительного поясного захвата, заставить противника коснуться телом ковра. Борьба «на ломка», «под пряжки» была популярна на Дону и имела древние кочевнические корни. Цель такой борьбы заключалась в том, кто кого кинет. Захват за пряжки мог быть не всегда постоянным. Так, по описанию М. Харузина в борьбе с калмыками казаки использовали высокие броски, борьба велась не только до падения, но по особому уговору необходимо было удержать противника под собой некоторое время. Подобный вид народной борьбы просуществовал на Дону вплоть до середины ХХ века, сохранились приемы и правила таких поединков в этнографических описаниях.
— Дисциплина «кулачный бой» исторически сложившаяся у донских казаков форма состязаний, использовавшаяся в военно-траурной и календарно-праздничной обрядности. Соревнование проводится в виде кулачного поединка, целью бойца в поединке является с помощью ударов подавить сопротивление противника. Традиционно такие бои в начале ХХ века назывались «на любителя», «на круга». Их вели предводители ватаг перед коллективным кулачным боем. Они велись до первой крови, до момента демонстрации полного физического и психологического превосходства одной из сторон. Удары были самые обычные и классифицировались по месту приложения «под вздых», «по сопатке», «в ухо», «подтереть сопли», «в лоб», «в скворечник», «по микиткам», «лязгнуть по зубам», «взять на локоток» и проч. Защиты представляли собой подставки, сбивы, уклонения от ударов противника. Важным показателем являлось умение держать удар, что характеризовалось принятием ударов на корпус, плечи, голову. При нанесении ударов использовались прыжки, проходы, перехваты и захваты рук и одежды противника. В современной разновидности кулачного боя остались критерии оценки победы, основные удары и защиты, при этом для предотвращения травм бой ведется в защитном снаряжении, перчатках, при запрещенных зонах поражения, запрещенных захватах и ударов ногами.
Современные шермиции привлекают внимание и интерес не только казаков, но и любителей этнографического, сельского туризма и становятся важным фактором событийного внутреннего областного и въездного туризма на Юге России.
Не в первый год на Камплице (Ростовская область) ожидают большое количество участников и гостей, как из России, так и ближнего и дальнего зарубежья. Казаки едут целыми семьями, поколениями. По древней казачьей традиции, описанной еще есаулом Е.Н. Котельниковым в 1818 г., побороться с казаками на поясах должны приехать калмыцкие батыры.
Цели шермиций - возрождение и сохранение народных праздников и обрядов донских, кубанских, терских и уральских казаков, а также воспитание подрастающего поколения и молодежи на основе многовековых народных традиций казаков.
В играх участвует большое количество песенных коллективов из станиц и хуторов Дона.
Автор фото - И. Василенков.
Песня в исполнении хора Старочеркасского историко-архитектурного музея.