• 041.jpg
  • 016.jpg
  • 002.jpg
  • 005.jpg
  • 027.jpg
  • 010.jpg
  • 029.jpg
  • 032.jpg
  • 037.JPG
  • 040.jpg
  • 013.jpg
  • 045.jpg
  • 015.jpg
  • 038.jpg
  • 006.jpg
  • 001.jpg
  • 012.jpg
  • 034.jpg
  • 044.jpg
  • 033.jpg
  • 007.jpg
  • 017.jpg
  • 018.jpg
  • 009.jpg
  • 003.jpg
  • 035.jpg
  • 014.jpg
  • 020.jpg
  • 042.jpg
  • 036.jpg
  • 019.jpg
  • 008.jpg
  • 004.jpg
  • 043.jpg
  • 028.jpg
Логотип

1

В последнее время большое количество людей стало интересоваться историей своей страны.

Часто такой  интерес проявляется в осознанном возрасте, когда у тебя уже есть запас знаний, но хочется его пополнить. Знания можно получить из разных источников. Например, черпать информацию из истории предметов, которые находятся вокруг нас, в нашем быту.

Некоторые вещи, окружающие нас, служат нам десятилетиями, некоторыми мы не пользуемся, но храним, как памятные сувениры. К таким предметам можно отнести подстаканник.                                                                        

 История появления подстаканника начинается с конца XVIII века. Его изготавливали на Тульском оружейном и других российских заводах, которые производили латунь. Это изделие больше напоминало кружку, так как дно у него было сплошное, закрытое и именовалось подставкой.                                                                                                                  2

Первые подстаканники были простой формы, без художественного оформления. Они прочно вошли в быт русского человека благодаря чайной традиции, сложившейся в XIX веке.                                                                                 По одной из версии, родиной подстаканника была Англия. Известны они были и в Австрии, Германии, Польше, Франции. Но только в России подстаканник получил широкое распространение и стал предметом сервировки чайного стола.  Подстаканникам пользовались, в основном, мужчины. Они пили чай из стеклянных стаканов в подстаканниках. Металлическая оправа подставки поглощала лишний жар напитка и давала возможность насладиться горячим чаем, не обжигая руки.

3 

Эту русскую чайную традицию подметил французский писатель Александр Дюма, автор знаменитых произведений «Три мушкетера» и «Граф Монте-Кристо».  Путешествуя по России и посещая многие уголки нашей страны (1858-1859 гг.), он познакомился с гастрономическими предпочтениями различных русских слоев общества. При этом писатель позаимствовал огромное количество кулинарных рецептов. В 1870-х годах в Париже была издана книга  «Большой кулинарный словарь». В книге автор описывает традиции русских застолий и рецепты. В своих дорожных записках он не оставил без внимания обычаи и привычки русских людей во время чаепития: «Лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России… Мужчины пьют чай из стаканов, тогда как женщины используют чашки китайского фарфора».                     

4                                            

Кроме своего прямого бытового назначения, удобного в использовании, подстаканник к концу XIX века превращается в предмет искусства. Для изготовления подстаканников мастера используют серебро, мельхиор, нейзильбер, используя разные техники - литье, штамповка, чеканка. Подстаканник  украшали эмалью, драгоценными камнями, орнаментами. Такие подстаканники отражали статус хозяина, его благосостояние. 

После свержения существующего строя в 1917 году  к власти приходят революционеры. Отменяется частная собственность, меняются ценности. Вещи, предметы, связанные с напоминанием о прошлой жизни, новой властью объявляются элементами мещанства и пережитками буржуазии. Они не «вписываются» в советскую действительность, от них начинают избавляться. В этой круговерти оказался и подстаканник. Он был объявлен «элементом пережитка старой власти». Но проходит время и многое меняется. С наступлением времен НЭПа (1921-1924гг.) в артелях начинается выпуск подстаканников. Он снова становится символом уюта и домашнего быта.                 Изначально подстаканник выполнял бытовую функцию, как подручное средство во время домашнего и дорожного чаепития в пассажирском вагоне. Существуя в эпохе социализма, подстаканник невольно стал помощником в идеологической политике страны.                   

5                                                                                                 

В советский период нашей истории подстаканник прочно занял место на столе любого ранга партийного, государственного, военного деятеля. В кабинетах органов государственной власти, рядом с настольной лампой и набором письменных принадлежностей на письменном столе, можно было увидеть подстаканник с граненым стеклянным стаканом, наполненным горячим чаем. На подстаканниках стали изображать символику советской власти, портреты политических вождей, сюжеты значимых событий, происходящих в нашей стране. Подчеркивалось единство города и деревни (как символ и идеал советской эпохи). На них изображалась знаменитая композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».     

С первым запуском в СССР на орбиту земли спутника и полетом первого человека в космос на подстаканниках появились сюжеты с изображением летящего спутника и ракеты. Многие серийные выпуски подстаканников посвящались определенным историческим и политическим датам.  Но тяга к красоте и доброте в душе русского человека живет всегда. Наряду с политическими идеями украшали мастера подстаканник и сюжетами, идущими еще с дореволюционного времени. Это скачущие во весь опор тройки, сцены картин известных русских художников, изображения храмов. Появились сюжеты из басен и русских народных сказок или просто орнамент из стелящихся полевых цветов и листьев.                                                                                                                  

В Советском Союзе этот предмет посуды в разные годы выпускался более чем на почти 50 предприятиях. В их число входили крупнейшие: ЗИШ (Вольнянский машиностроительный завод им. Т.Г. Шевченко), Верх-Исетский металлургический завод,  Минский завод «Термопласт», Московский Платиновый завод, Московский завод «Красный штамповщик», Нытвенский Металлургический завод, Смоленский завод «Сталькан», Сталинградский-Волгоградский завод «Металлург», металлургический завод город Электросталь и многие другие. Подстаканники выпускались и на ювелирных фабриках и заводах, в Баку, Киеве, Москве, Ленинграде, Таллинне. Изготавливались они и на художественных комбинатах. В качестве материала использовались сплав меди, цинка и никеля с глубоким серебрением, мельхиор, нержавеющая сталь, пищевой алюминий. Некоторые предприятия, как например, Казаковский завод художественных изделий, село Красное на Волге, Мстерский ювелир, специализировались на изготовлении подстаканников в технике «скань» (филигрань).

Для предприятий, занимавшихся производством данного вида продукции,  печаталась специализированная литература, рекомендации, инструкции, с точным описанием поэтапного изготовления и размерами подстаканника. Чтобы выполнить подстаканник, требуется выполнить более 15 операций. Сначала вырубалась определенного размера металлическая пластина, отчеканивался рисунок, спрессовывался поддон и корпус, вручную припаивалась ручка, далее выполнялось травление и гальваника.                                                                                   

В годы советской власти передовиков производства, победителей соцсоревнования часто премировали подстаканниками. И такая награда считалась ценным подарком. 

Вот уже 185 лет, как существуют наши железные дороги.  Но ни одной поездки в поезде невозможно представить без услуги – чаепитие под стук колес. Горячий чай в стеклянном стакане, вставленный в кольчугинский подстаканник. Появилась такая услуга 130 лет назад. В 1892 г. российскому купцу предпринимателю А.Г. Кольчугину от министра путей сообщения С.Ю. Витте поступил заказ на поставку подстаканников для нужд пассажирских вагонов. Впервые производство подстаканников стало серийным. Благодаря С.Ю. Витте подстаканник стал обязательным предметом обстановки пассажирского поезда и таковым остается и сейчас. Чай в стакане прочно удерживался в металлическом подстаканнике во время постоянной тряски вагона. Подстаканники были стандартизированы и сразу же получили название «кольчугинские». Эта форма стала классической для подстаканников, таковой она остается и сегодня. На сегодняшний день главным оптовым заказчиком подстаканников, как в Советском Союзе, так в современной России остается Министерство путей сообщения.     

Подстаканник продолжает присутствовать в нашем домашнем окружении. У кого-то, как элемент декора на кухне. Кто-то использует по назначению, наслаждаясь ароматом свежезаваренного чая в стакане, с подстаканником. Для людей старшего поколения, кто жил и трудился в Советском Союзе, прежде всего, это приятные ностальгические воспоминания. 

 Материал предоставила

Соловейкина Г.В.- старший научный сотрудник

Старочеркасский музей-заповедник.