• 036.jpg
  • 012.jpg
  • 014.jpg
  • 016.jpg
  • 010.jpg
  • 032.jpg
  • 006.jpg
  • 008.jpg
  • 002.jpg
  • 005.jpg
  • 007.jpg
  • 019.jpg
  • 015.jpg
  • 045.jpg
  • 004.jpg
  • 038.jpg
  • 009.jpg
  • 020.jpg
  • 027.jpg
  • 018.jpg
  • 043.jpg
  • 037.JPG
  • 001.jpg
  • 029.jpg
  • 033.jpg
  • 044.jpg
  • 003.jpg
  • 042.jpg
  • 034.jpg
  • 040.jpg
  • 041.jpg
  • 017.jpg
  • 035.jpg
  • 028.jpg
  • 013.jpg
Логотип

История ремесел разнообразна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами.

Нельзя начисто изгонять из памяти народной то, что веками было предметом повседневного быта. Когда-то на Руси большая часть населения ходила в лаптях, сплетенных из древесного лыка. «Такой обуви, - как говаривали деды, - нога радуется». Лапти были основной обувью в давние времена. Самым распространенным природным материалом для этого ремесла являлась липа – дерево, которое произрастало по всей России, но плели лапти из коры многих других лиственных деревьев: березы, вяза, дуба, ракиты, ивы и т.д. В лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне, которые составляли подавляющее население Руси. слова "лапоть" и "крестьянин" были почти синонимами. Вот откуда пошла поговорка "лапотная Россия". Даже в начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Пословица «Чай, не лаптем щи хлебаем» означала: «мы учёны, не надо нам пояснять да указывать». Плести лапти умели почти в каждом доме, а материал для лаптей всегда был под рукой.

Первое упоминание о лаптях встречается в «Повести временных лет» (ХII век). Когда киевский князь Владимир Святой, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдем, князь, поищем лучше лапотников". Это подтверждают археологические раскопки.

Археологи также находят остатки стоптанных лаптей, заготовки, колодки и инструменты для плетения — кочедыки. Делали кочедыки из костей (из рёбер животных) или из металла. Ещё проще можно сделать кочедык из сучка крепкого кустарника с подходящим отростком.

Археологами найдены кочедыки, изготовленные ещё в каменном веке. Способы плетения лаптей, например, в прямую клетку или в косую, с пятки либо с носка — были свои у каждой области вплоть до начала нашего века. По весне или в начале лета деревенские мужики отправлялись в лес драть липовое лыко. В эту пору оно легко снималось с деревьев. На пару лаптей обдирали три молоденьких (4-6 лет) липки. Лыко драли, пока не распустились листья. Плетение лаптей считалось лёгкой работой, которой мужчины занимались буквально «между делом». Не зря про крепко напившегося человека и сейчас говорят, что он, мол, «лыка не вяжет», то есть не способен к элементарным действиям. Или "Да это как лапти плести", то есть легко что-то сделать.

Лапти крепились к ноге с помощью длинных завязок — кожаных «поворозок» или верёвочных «оборов». Завязки несколько раз перекрещивались на голени, прихватывая онучи (полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета – холщовой, шерстяной, для обмотки ноги до колена).

Практиковалось и «подковыривание» (подплетание) лаптей лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. За многие века устоялись приемы лапотного промысла. Лыко отмачивали в теплой воде, а потом, как правило, оставляли в запруде, чтобы легче снималась кора и получался луб. Плели лапти на колодке, самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. Колодки для лаптей не различались на левые и правые — одна на обе ноги, как для валенок. Они очень простые, особенно для лаптя. Сделать их можно было из любой деревянной чурки.

Лапти изнашивались очень быстро мужчина летом, в страдную пору, в одну неделю стаптывал не меньше двух пар лаптей.

IMG 0242

 

Рис. 1 Лапти, деревянные колодки. нач. ХХ века.

В фондах Старочеркасского музея-заповедника храниться не одна пара лаптей, привезенных сотрудниками музея в 80-е годы XX века из этнографических экспедиций по Верхнему Дону. Казаки Верхнего Дона по элементам своей одежды близки к русскому крестьянству – сарафан, кафтан (но с поясом) лапти с онучами. Ремесло по плетению лаптей было развито в станицах Верхнего Дона. Самой распространенной рабочей обувью не только женщин, но также мужчин и детей были лапти. Жители хуторов и станиц Дубовского, Боковского районов передали в дар музею инструменты, деревянные колодки, а также лапти из лыка, бересты, пеньки.

У казаков же Нижнего Дона существовало больше элементов восточной одежды, больше разнообразия. В Низовых станицах Дона лапти не носили. Низовые казаки одевались изысканнее и щеголеватее верховых, для которых свойственны практичность и сдержанность. В XIX веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые сапоги стоили пять-шесть рублей.

Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила большая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями. В древности нельзя было обходиться без лаптей. Дешевизна, доступность, лёгкость и гигиеничность такой обуви не требовало доказательств. Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших предках.


                             yima1VtDJiw

 

Рис.2 Лапти из лыка. Нач. XX века

Материал предоставила ст. научный сотрудник

научно-фондового отдела ГБУК РО

«Cтарочеркасский музей-заповедник» -
Т. А. Бузнякова