Каждый донской казак с малого детства был приспособлен к любым трудностям и знал методы выживания.
Среди казаков было много лекарей, травников, и все трудности службы и казачьего быта они могли преодолевать благодаря стройной системе тренировок, методов снятия усталости, очистки и оздоровления. Большую помощь в этом казакам оказывала казачья баня. Как такового названия “бани” у нее не было, хотя слово «баниться» было, и оно означало мыться, очищаться.
На самом деле, что же такое казачья баня, каковы ее корни? Вопрос о бане такой глубокий, что для того, чтобы на него ответить, необходимо заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. При отсутствии в те давние времена письменности данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки, поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку.
В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались никакому обсуждению. Так, на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья. Традиции складывались в культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.
Культура банного дела длительное время строилась на принципах потребностей общества. Она имела явное разделение на общественные бани и семейные бани. Общественные бани создавались для поддержания чистоты среди людей, проживающих в плотно населенных городах и главным их предназначением была профилактика болезней через чистоту тела. Однако веками складывающиеся наблюдения о водных процедурах и теплового воздействия на выздоравливание больных привели к тому, что стали возникать лечебницы, применяющие бани.
Культура чистоты свойственна всем народам. Государство провозглашает здоровье нации своим достоянием, поэтому водные термальные процедуры применялись у древних греков и римлян, турок и народов населяющих современную Россию. Грязный и немытый человек был всегда порицаем в обществе. У различных народностей, исходя из места проживания, культурных особенностей, природных факторов, возникали различные предпосылки или потребности в той или иной водной, тепловой, физической процедуре. Кочевые народы для очищения применяли нагретый воздух в юрте и раскаленные в костре камни. Поливая на нагретые камни воду, получали пар, в котором прогревались, потели, очищались.
Оседлые народы создавали постоянные места для очистки, очищения и омовения. Потребовалось строительство очагов, способных нагреть помещение и воду, а также строительство специальных помещений, в которых размещался очаг и принимались непосредственно процедуры. Для этого использовались различные доступные материалы. В лесной зоне таким материалом было дерево, в степной – глина, в горной – камень. Это и породило различные формы строительства не только жилых зданий, но и бытовых помещений.
Казаки, заселявшие Дон в 17 – 18 веках, были, в большей части, из степных районов Малороссии, Кубани, частично из центра России. С собой они приносили традиции и культуру мест, откуда прибыли и устраивали свой быт согласно нажитым привычкам. Но заселялся Дон не на пустом месте. Черкесы, адыги, греки, турки уже имели свои бытовые корни и привычки. Все это наложило отпечаток на культуру казаков, всегда умевших оценить как союзников, так и противников, умевших перенять самые интересные и прогрессивные идеи. Так, используя метод глинобитного строительства, казаки все чаще стали применять камень в строительстве. Строя второе (или малое) жилище для бытовых целей, в которой банылысь (мылись), пряли, скорняжничали, рукодельничали, за печкой выгораживали «теплый вугол» (парную), без которой невозможно было хорошо пропариться и восстановить свое здоровье не только после трудовых будней, но и после боевых действий.
Казачьи постройки чаще всего строились методом пристраивания. Каждое строение имело как собственный выход во двор, так и проход из помещения в помещение, что выгодно было не только в зимнее и дождливое время переходить без выхода на улицу, но и диктовалось вопросами безопасности позволяя, в случае нападения врагов, выйти по наиболее правильному выходу.
Перед ответственной битвой у казаков была традиция - хорошо помыться и надеть чистое белье. После тяжелого труда и военного похода очищение и омовение было обязательной ежедневной процедурой. Казаки тщательно следили за содержанием лошадей, формы, оружия, великолепно разбирались в системах поддержания здоровья и методах оздоровления.
Как уже говорилось, что термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться, очищаться. Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту, правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно. Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием.
Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани, оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.
Современные исследования дают выводы, что баня при регулярном ее применении не менее раза в неделю оказывает еще профилактическое действие против таких болезней как простудные, сердечно сосудистые, дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, обмена веществ, аллергические, кожные и многие другие. У людей, регулярно пользующихся баней, укрепляется иммунитет. Наверно, поэтому казаки высоко ценили баню. Принятая баня после тяжелого и напряженного дня приводит сначала к полному расслаблению организма, а затем полностью восстанавливает все жизненные силы. Улучшаются умственные возможности, мышцы освобождаются от тяжести, кишечник нормализует работу, проходят спазмы, восстанавливается тонус. В бане человек способен войти в состояние медитации и транса. Это говорит о том, что обстановка и душевное состояние человека вступают в резонанс и наступает полная гармония с природой. Омовение, оздоровление, лечение, очищение, релаксация, восстановление – это составляющие общего процесса гармонизации и сохранения цельности человеческого организма во всех отношениях, и все это относится к воздействию бани на человека.
В бане знахарничали, рожали, зачинали, костоправили, делали припарки, примочки, проминали (массажировали). Всеми этими приемами владело основное большинство казаков, это было обязательным и само собой разумеющимся в каждой семье. Однако знахарство, костоправство и ведание трав было не каждому дано.
В казачьей бане лечили многие болезни и те, которые назывались “порчей”. Для этого готовились напары не менее чем из девяти трав. Если же порча тяжелая, тогда использовали двадцать одну траву. Высушенное и перемолотое сырье в равных долях запаривалось, тщательно процеживалось, отстаивалось, и на водный раствор заговаривался заговор. Отстоем натирали тело и интенсивно массировали, после чего пропаривали вениками. Проминали и пропаривали человека, пока с него не сходила вся травная масса, а тело от пропарки вениками не очищалось. После этого человека окатывали студеной водой, читались заговоры и оставляли полежать под льняной простыней. Затем процедуру повторяли, постоянно омывая заговоренным напаром, после чего считалось, что порча снята.
Еще один из способов восстановить силу и бодрость казака после тяжелого похода. Делается крутой настой чабреца. После прогрева в бане, тело натирается настоем. Вскоре, как почувствуется интенсивное жжение, начинается опаривание веником до полного ощущения наполнением теплом. После этого тело окатывается холодной водой и парение повторяется. Кстати, вода для настоев и напаров тоже приготавливалась особым способом – настаивалась на древесной золе. Эту же воду применяли для мытья и стирки белья. Считается, что вода после этого становилась легче и очищалась от разной порчи. Очень ценилась талая и дождевая вода, ее считали живой.
Существовали травы и для чаев после бани. Широко использовались узвары. Узвар делали или с одной травы или из смеси трав в зависимости от хворобы или желания. Были узвары от горячки, лихорадки, головной боли, болях в животе, коликах в боку (чаще желчнокаменной и почечнокаменной болезни). Узвары готовили из смеси трав.
Очень был распространен состав для крепости духа и тела, который пили не только в бане, но и каждый день. Это сбор был из листьев земляники, смородины, малины, облепихи. В ходу были мята, мелиса, чабрец, солодка. Узвары еще были и ягодные и плодовые. Ягодные варились с облепихи, смородины, крыжовника, малины, ежевики (ожына). Плодовые - из яблок, груши, сливы, алычи. Применяли в бане еще мед, и прополис. Мед не только добавляли в узвары. Медом еще натирались в перерывах между парениями. Прополис добавляли в отвар трав, которые применялись для компрессов и обливаний. В бане никогда не употребляли спиртные напитки, даже квас был редкостью, потому что для его производства необходима была рожь, а на Кубани сеяли пшеницу. Вообще традиции запрещали разгульную жизнь, поскольку жизнь казака всегда была сопряжена с опасностью.
За многие годы традиция была отшлифована и дошла до нас сводом правил, о том, чего нельзя делать в бане. В бане нельзя было париться при горячке, при сильных кровотечениях, с непокрытой головой, не шумели и не ругались, дабы не осквернять чистое место. Прежде чем париться, в бане омывались водой, чтобы удалить с тела пот и сторонние запахи. Перед парением вначале хорошо прогревались, после этого разминали тело. Для казака крепкое тело, как мы понимаем сейчас физическую культуру, было необходимостью, отвечающей требованиям военного дела и нелегких трудовых будней. Массажные процедуры помогали быстро восстановить мышечную активность, излечить от возможных простудных заболеваний. Глубоко ошибаются люди, когда заявляют, что баня раньше была для просто мытья. Массаж был так же необходим, как гигиенические очистительные процедуры. Когда тело было хорошо размято, его опаривали, обильно смачивая отварами трав вениками или рушныком. По мере разогрева тела, обливали его контрастными порциями воды, после чего снова интенсивно парили и обтирали веником или рушныком, смоченными в травяном отваре. Для лучшего прогрева применялись обертывания в льняную ткань или укрывания сеном. Голова парящегося весь период парения должна быть укрыта или льняной тканью, и шерстяным колпаком или сеном. Парение делали от ног и рук к центру тела. Более интенсивные действия проводились на руках и ногах. Более щадящую технику применяли на спине, берегли область почек, печени, шею. Голову не парили вообще. Однако шею и голову массировали руками, когда болела голова или сковывало шею.
Парилась и мылась вся семья, но, если все не помещались, то сначала вымывали детей, потом мылись взрослые, а в конце - пожилые. В походных условиях казаки тоже не забывали о бане и устраивали ее при первом удобном случае, самая простая была сделана из ветвей и жердей с накинутыми на них попонами. В центре этого шалаша делался очаг, который обкладывали камнями. После хорошего прогрева камней в шалаш вводили больного или раненого, ушибленного в бою казака и начинали парить. Предварительно в котелке готовили травяной настой. Этим настоем натирали тело и поддавали на камни. После парения в травном эликсире казака обтирали жесткой овечьей шерстью, массируя все тело. Обтерев и слегка дав телу пропотеть, казака накрывали овечьей буркой и повторяли процедуру. Предварительно перед вторым парением тело натирали травами. Для этого использовали полынь, чабрец, череду, чистотел. Ушибленные места натирали красной глиной, каменной солью, медом.
О бане можно говорить бесконечно, поскольку в каждой местности были свои интересные традиции и методы. Однако общие принципы были весьма схожи.
Материал подготовила
научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Фурсина Н.О.