В православном богословском словаре указано: «Антипасха» - греческое слово, обозначающее воскресенье, следующее за Пасхой, и называется так потому, что, заменяя светлый праздник Воскресения Господня, служит его обновлением в восьмой день». Послепасхальная неделя называется «Проводной» или «Проводов», еще Фоминой - по названию дня памяти апостола Фомы. Именно на этой неделе в церкви вспоминают апостола Фому, который не поверив ученикам Христа,сам хотел убедиться в его чудесном воскресении. По евангельскому сюжету, воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо. «И не будь неверующим, но верующим», - сказал Спаситель Фоме. Отсюда появилось нарицательное выражение «Фома неверующий».
Антипасха является первым днем после длительного перерыва, состоящего из Масленицы, Великого поста, Страстной недели и Светлой седмицы, когда церковь вновь начинает венчать браки и благословлять молодых на супружество. В народе воскресенье Фоминой недели называют «Красная горка», само название «Красная горка» народ перенял у предков-язычников.
На Руси в дохристианские времена этот праздник символизировал победу весны над зимой, жизни над смертью. И, конечно же, празднование «Красной горки» приходилось на теплое время года, когда начинает припекать «красно солнышко». Существует множество версий и значений этого замечательного праздника. Одно из самых древнейших значений Красной горки произошло от обычая встречать в этот день восходящее светило. Именно в день солнечного равноденствия, когда светило поднималось в «Красную горку» начинался Новый год у славян. Еще с тех времен было принято украшать столы крашенными яйцами и куличами. Писанками назывались расписные деревянные яйца, а крашенками - съедобные. Кстати, в некоторых донских хуторах и станицах этот обычай-красить яйца и печь куличи к «Красной горке» сохраняется и поныне.
По другой версии, значение праздника Красная Горка обязано тому, что все сельские игры и гуляния во время Пасхи проходили на пригорках, которые первыми освобождались от снега, на «красных», то есть красивых местах. Считалось дурной приметой, если какой-нибудь парень или девушка просидят на Красную горку дома: такой парень может вовсе не жениться, а девушка не выйдет замуж.
Красную горку прозвали ещё и «девичьим праздником» именно за то, что после Великого поста можно было свататься и играть свадьбы, так как считалось, что свадьба, сыгранная в пост, не принесет счастья, а семейная жизнь будет «постной».
И, наверное, одно из главных значений Красной Горки – это свадебные пиры и гуляния. Происходили так называемые «зеленые смотрины», благодаря которым складывались брачные пары, начинались любовные отношения, затевалось сватовство. Именно поэтому Красную Горку в народе называли «горячей предсвадебной порой» и проводили «Вьюнины». Юношу и девушку, которые были сосватаны на Красную горку, называли «вьюнец» и «вьюница» (ещё одно название «вьюничное» воскресение), к их домам приходили шумной гурьбой, пели песни, за что угощались вкусным съестным. В этот день также не давали покоя молодым супругам. Народ ходил «окликать» молодых, поженившихся в течение последнего года, при этом пели венчальные песни и славили супругов, которые в благодарность выносили угощенье - традиционные яйца и стопочку.
Еще в древности сложился народный неписанный закон - проводить на Красную горку праздничные прогулки заневестившихся девушек. Девушки, взявшись под руки, ходили по селу, периодически возвращаясь на «Красную горку» (возвышенность), где вставали в хоровод и пели. Женихи, в свою очередь, выходили на смотрины и выражали свои симпатии. Помолвленные женихи и невесты обязательно должны были прийти на кладбище, чтобы попросить благословения у предков, оставляя на могилах специально приготовленные для этого маленькие иконки, а также крестики и поминальную еду.
Еще на Красную горку, по молодой травке катали крашеные яйца, куличи несли на поля и рассыпали по земле, чтобы год был урожайным. И все-таки, главное на «Красной горке» - заклинание весны. За «кликанье весны» в общерусской традиции обычно были «ответственны» девушки. На Дону, как свидетельствуют источники, помимо девушек в этом принимали участие также старухи и маленькие девочки: «…старушки с внучками, сидя на горе, пели, по их названию, стишки: «Лебедушки, соколушки, вы скиньте мне по перушку, полечу я на свою сторонушку», и эти стихи также повторяли по несколько раз».
В станице Калитвенской исполнялся обряд, в котором участвовали только женщины. Участницы обряда называли его «водить танки», и совершался он обычно после обеда. К началу обряда мужчины, от мала до велика, покидали станицу. Утверждалась «женская власть». Казачки, принарядившись, собирались в нескольких местах станицы. Они связывали концы своих платков или шалей так, чтобы перегородить ими улицу. Платки эти вручались двум или нескольким женщинам, которые шли впереди процессии. С восточного конца станицы казачки направлялись к церковной площади. На перекрестках платки поднимались, и под ними проходили участницы процессии, в том числе и те, что присоединялись к ней из боковых улиц. В течение всего хоровода женщины исполняли песню со словами: «По реке, по реке, по быстрой реке...». Навстречу этой процессии двигалась другая - с западной стороны станицы. Встреча сопровождалась объятиями, поцелуями, шутками, после чего все возвращались к церкви. Там проходила следующая часть обряда.
На площади женщины образовывали две шеренги и «водили танки». В конце появлялись ряженые «жених» и «невеста». «Молодые» в сопровождении свиты отправлялись в «свадебное путешествие» по станице. Необычным было то, что в состав свиты входила женщина с кнутом (батогом), которая принимала участие в обряде и до этого момента. По отношению к встречным казакам женщины вели себя очень агрессивно, взимали с них дань деньгами, или даже наказывали их кнутом. Вообще процессия не отказывалась от любых подношений станичников. Впоследствии на собранные деньги устраивалась вечеринка, на которую уже могли пригласить и казаков.
Красная горка - это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества. Это праздник встреч парней и девушек, праздник поцелуев и начала новой жизни. Красная горка - это самый популярный день для заключения браков, для венчания и соединения новых пар перед лицом Бога.