«Фотография» - простое слово, означающее «светопись». В отличие от живописи, скульптуры, архитектуры, искусство фотографирования появилось относительно недавно, соответственно появились люди, которые работали в этом направлении. Их профессия называлась – фотографы.
В наше время профессия фотографа очень востребована, ведь ни одно торжество не обходится без фотографий, в которых запечатлены памятные события в жизни, как обычного человека, так и государства.
Датой рождения фото принято считать 1838 год. Мало сведений как выглядели первые фотоаппараты, которые назывались «камера-обскур». В 1861 году Т. Сэттон создал первый зеркальный фотоаппарат, который представлял собой крупный ящик, стоящий на штативе. Объективы были весьма далеки по совершенству от сегодняшних, а светочувствительность фотоэмульсии низкой, поэтому съемка требовала яркого освещения и долгой выдержки.
В XIX-XX вв. цены на фотографию были очень высокие, например цена одного группового фото могла достигать 1 рубль 50 копеек, учитываю то, что на Дону корову можно было купить за 2 рубля 80 копеек (со слов жителей станицы Старочеркасской). Поскольку фотосъемка была очень дорогим удовольствием и большим событием в жизни человека, на нее приходили целыми семьями, одевались празднично. Иногда приходилось записываться к фотографу за несколько месяцев.
Самый тяжелый процесс в фотографировании - это съемка детей, во время процесса ребенок должен был сидеть неподвижно, не капризничать, поэтому во многих студиях фотографы для привлечения внимания малыша использовали игрушки, погремушки, даже живых птиц в клетках.
На старинных фото можно заметить, что люди не улыбаются, на это есть причина, одна съемка занимала от нескольких до 20 минут, и поэтому фотографируемый объект должен был оставаться в одном положении, не меняя выражение лица и позу. Нередко фотографы использовали вспомогательные предметы для максимального обеспечения неподвижности клиента – кресла с подлокотниками, специальные держатели головы, которые называются «копфгалтеры».
С этой же целью, для хорошего кадра, фотографы снимали помещения со стеклянными потолками, обставленные красивой мебелью, на стены клеились обои с пейзажами. Использовались яркие вспышки. Самые первые вспышки были пожароопасными, т.к. представляли собой металлический поддон, в который насыпали магниевый порошок и поджигали, это было не практично и небезопасно.
Как и в любом городе, так и в бывшей столице Войска Донского, станице Старочеркасской, были открыты фотоателье В.А. Зенделя и В.Я Чеснокова.
Василий Яковлевич Чесноков имел фотоателье не только в станице Старочеркасской, но и в поселке Миллерово, станице Константиновской. Чесноков был лауреатом российских и международных выставок. Его однофамилец Никандр Васильевич Чесноков был тоже родом из ст.Старочеркасской, из семьи торгового казака, но фотографией начал заниматься в станице Константиновской, куда переехал в зрелом возрасте.
О фотографе В.А. Зенделе практически ничего неизвестно, единственное что сохранилось - это фотографии жителей станицы, сделанные в его мастерской.
С появлением первых фотографий возникла необходимость в картонной основе - паспарту, которая усиливает прочность фотобумаги и является носителем информации о фотографе и фотоателье. На паспарту, с лицевой стороны, можно было увидеть надпись о городе, где происходила фотосъемка. С оборотной стороны паспарту располагалась информация об имени фотографа, отметки о художественном образовании, его награды и медали, год в котором сделано фото.
В небольших студиях фотографии наклеивали всего лишь на пустой картон, позже на этот картон, с оборотной стороны, стали ставить небольшой штамп с фигурными завитками и надписью о фамилии фотографа.
Со временем бланки паспарту стали изготавливать на фабриках в промышленных масштабах, и крупные фотографы заказывали бланки с собственной фамилией, надпись эта называлась литографией, выполнялась красивым шрифтом, обрамлялась рамкой с вензелями в виде растительного характера.
С 1860 по 1910 гг. спрос на паспарту с литографией был очень высок, после стремления к тенденции удешевления и доступности фотографии, бланки стали выходить из употребления.
В конце XX века, с развитием новых технологий и удешевлением фотоматериалов фотографии стали более доступны, их цена сильно снизилась.
Уже более 200 лет фото прочно вошло в нашу жизнь. Фотографии стали общедоступными для всех слоев нашего общества. В наше время фотография приобрела другой формат, изменилось качество, форма, печать и т.д., но одно осталось низменным - ни одно событие не обходится без фотографий. Фото - как память из прошлого, в которой останутся лучшие моменты нашей жизни!
Материал подготовила
старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Менчикова Г.Н.