• 038.jpg
  • 020.jpg
  • 019.jpg
  • 034.jpg
  • 006.jpg
  • 018.jpg
  • 028.jpg
  • 003.jpg
  • 044.jpg
  • 027.jpg
  • 012.jpg
  • 014.jpg
  • 035.jpg
  • 001.jpg
  • 033.jpg
  • 041.jpg
  • 029.jpg
  • 004.jpg
  • 040.jpg
  • 015.jpg
  • 045.jpg
  • 016.jpg
  • 008.jpg
  • 043.jpg
  • 032.jpg
  • 009.jpg
  • 007.jpg
  • 042.jpg
  • 013.jpg
  • 036.jpg
  • 037.JPG
  • 005.jpg
  • 010.jpg
  • 002.jpg
  • 017.jpg
Логотип

 «…сей монарх отечество наше привел в сравнение с прочими; научил узнавать, что и мы люди; одним словом, на что в России ни взгляни, все его началом имеет, и, чтобы впредь ни делалось, от сего источника черпать будут…»

В современном мире туризм - это массовое социально-экономическое явление мирового масштаба. Его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами всего мира. Туризм позволяет миллионам людей познакомиться с достопримечательностями, культурой и традициями той или иной страны. 

Туризм сегодня - это еще и перспективная отрасль экономики.                            Возникновение туризма на обширной территории нашей страны уходит корнями в древние времена. В Русском государстве первые путешествия были связаны с познавательными, торговыми, политическими и религиозными целями. Еще в IX в. княгиня Ольга посетила Византию. Историк С.М. Соловьев охарактеризовал так причину её странствия «любопытство посмотреть чудеса образованного мира» и повысить  престиж, так как «возвышался тот, кто был в Константинополе».                    Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком по которым перемещались купеческие караваны как внутри Древней Руси, так и за ее пределами (Константинополь, Астраханское государство, Византия, Великий шелковый путь).Это обеспечивало устойчивые международные торговые связи, являвшиеся основой различного рода контактов.

Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим (после путешествия вошел в историю как Даниил-паломник). Он описал все, что видел своими глазами, тем самым положив начало религиозным описаниям «хождениям». Несмотря на то, что подобные путешествия имели преимущественно религиозную цель, они несли в себе большой познавательный потенциал, т.к.  содержали в себе сведения о природе, культуре и быте разных стран и народов.

Практически единственным видом путешествий, на протяжении нескольких веков, оставались паломничества. Лишь со времен  Петра I можно говорить о формировании в России общеевропейской традиции путешествий. Изначально путешествия русских дворян в Европу были связаны с государственными делами, но это не мешало удовлетворять их праздное любопытство. Петр Великий  – первый император, великий государственный деятель,  при котором Россия совершила исторический прорыв от феодализма к капитализму и европейской цивилизации. Этот человек своим примером воодушевлял многих современников и будущие поколения к поездкам как внутри страны, так и за рубеж. Именно благодаря своим путешествиям по Западной Европе Петр I и начал проводить реформы, чтобы Россия стала вровень с европейскими государствами.

Самым первым самодеятельным путешествием молодого Петра  можно считать его плавание на яхте, изготовленной по его заказу голландцами из Немецкой слободы по Москве - реке весной 1691 года и катание на яхте с весны по сентябрь 1692 года на Переяславском озере. Однако масштаб озера не устраивал Петра.  Летом 1693 года он уезжает с ближайшим своим окружением в единственный морской порт того времени- Архангельск. На яхте под парусом он ходит по Белому морю, встречая и провожая морские торговые суда, которые везли товар в Архангельск. Такие плавания ему настолько понравились, что в 1694 году все лето он проводит в Архангельске, совершая морские походы то на Соловецкие острова, посещая монастырь, то, доходя до мыса Святой Нос на Кольском полуострове. Эти водные путешествия можно считать первыми  морскими  круизами  по Белому морю с познавательными  целями - изучение страны.       

Петр I сам был неутомимым путешественником. Есть забавный исторический факт, который мог бы граничить с легендой. В 1697 году Петр совершал поездку по Южной Германии вместе с боярскими детьми для изучения ремесел. Здесь делегация услышала про гору Броккен, чья вершина на отметке 1142 метра над уровнем моря считалась заколдованной. То ли из любопытства, то ли из желания доказать храбрость русских людей Петр Первый заключил с хозяином таверны, в которой питалась делегация, пари. Он взойдет на эту мистическую гору, причем сделает это один ночью. Сказано – сделано. Петр I сдержал свое слово и поднялся на эту вершину, где им в качестве доказательства был разведен костер. Это было первое зафиксированное в истории восхождение русских. Почти за 100 лет до официальной даты начала мирового альпинизма.

Надо иметь в виду, что в петровское время термина туризм еще не было,  и любая дальняя поездка называлась путешествием. Путешествия  Петра I не укладываются в эти хронологические рамки современного туризма, т. к. длились гораздо более шести месяцев.

В конце XVII века, начиная с правления Петра I, когда насаждаемые им новые веяния западной культуры постепенно проникали в русский патриархальный быт, практикуются поездки за границу с целью приобретения знаний, для расширения своего познавательного кругозора. Он ввел в постоянную практику отправки российских дворян учиться какому-нибудь делу в Европейских странах, и зачастую, потом сам принимал у них экзамен об их выучке. Петр наказывал: ”смотреть, видеть и записывать”.

Именно Петр I начал  приподнимать «железный  занавес». До него ни один русский царь не покидал границ своего государства. Пример показал сам царь Петр I. В 1697 — 1698 гг. состоялось большое заграничное путешествие, названное «Великим посольством». Выезд из Москвы состоялся 2 марта 1697 года. Маршрут пролегал по городам: Рига - Митава (Елгава) – Либава (Клайпеда) - Кенигсберг - Амстердам - Лондон - Амстердам - Дрезден - Лейпциг - Прага - Вена -Краков-Москва. Возвращение в Москву - 25 августа 1698 года. Данную поездку с некоторой натяжкой можно считать деловым, культурно-познавательным и образовательным туром. Перед посольством стояло две цели: первая - создание антитурецкой коалиции, для ведения войны с Турцией; вторая - обучение членов «посольства» кораблестроительному делу. Если первой цели добиться в ходе поездки Петру I не удалось, то вторая была осуществлена довольно успешно. Помимо этих целей, которые зафиксированы во всех учебниках, можно отметить и культурно - познавательные цели поездки Петра I. Во время пребывания в некоторых городах Западной Европы, Петр I совершал поездки по радиальным маршрутам в близлежащие города для знакомства с их достопримечательностями.

Необходимо также отметить, что Петр I первым ввел безвизовый въезд и выезд иностранцев, что облегчало процедуру въезда в страну иностранных специалистов.

С тех пор путешествия познавательного характера становятся одним из распространенных видов туризма в России. Путешествия, связанные с изучением разных сторон жизни западноевропейских стран, оказали значительное влияние на развитие русской культуры. Одним из результатов этого влияния стало обязательное изучение дворянами иностранных языков: при Петре 1 - немецкого, голландского; позже - французского.  

Моду на лечение минеральными водами ввел Петр I. Уезжая за границу для решения главным образом политических вопросов с союзниками, но также лечился  водами в Германии и во Франции. Не случайно еще находясь за границей, он дал распоряжение Сенату начать поиски лечебных источников на территории России. Оказалось, что Россия богата своими целебными водами. Так зародился медицинский туризм. Первым лечебным курортом стало место в Карелии. Там были обнаружены воды, богатые железом, которые избавляли от сердечных болезней. Так появились Марциальные воды. А Петром были составлены "Правила дохтурские". В них, на основе подобных инструкций европейских лечебниц, были расписаны как, когда, при каких болезнях следует принимать эти воды.

До последних дней Петр I оставался в движении. В октябре 1724 года Петр I отправился в путешествие по маршруту: Петербург - Шлиссельбург - Ладожский канал - Старая Русса – Петербург, в ходе которого осматривал ход строительства Ладожского канала, соединяющего Волгу с Балтийским морем, о строительстве которого он распорядился еще несколько лет назад. Кстати, именно благодаря Петру I в нашей стране началось строительство каналов и шлюзов, для соединения речной системы европейской части страны с морем.

Петр I был одним из первых российских путешественников-туристов, освоившим новые вида туризма, такие как водный, лечебно-оздоровительный (бальнеологический), культурно-познавательный. При Петре I стала создаваться база для туриндустрии в нашей стране, которой мы пользуемся по сей день, а также был дан толчок для освоения мировых просторов и великих географических открытий.

Материал подготовила  А.Н. Полякова, 

зав. культурно-образовательным отделом

ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник»

МБОУ СОШ 

ЛИЦЕЙ № 1

 

“Книги, опаленные войной”

(час патриотизма)

   Составитель -

           учитель начальных классов

                                              Ниязян Ж.В.

Форма  проведения - час патриотизма

Аудитория  -  учащиеся 3 класса

Оборудование для показа электронной презентации.

Цель мероприятия: раскрытие сущность фашизма, расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны и вкладе советского народа в Великую победу. 

Задачи:

  • привить учащимся чувство патриотизма;
  • воспитать чувства гордости за свою Родину 

Сценарий

Слайд  1   

Slide0001

Этот год посвящен семидесятипятилетию победы над фашизмом. Мы с вами много   читали о войне и знаем, что это большое горе, которое пришло почти в каждую семью. Советские люди не щадили себя и отдавали жизни во имя великой победы.

С самого детства нам рассказывали о войне наши деды и прадеды. Мы узнаем о тех лихих годах из книг и песен. О войне  пишут картины картины художники, а скульпторы создают памятники.

Но сегодня я хочу рассказать вам о памятнике, который посвящен не войне, а книгам и людям, которые написали эти книги. 

Слайд 2. 

Slide0002

Берлин - город, в котором есть немало достопримечательностей и   интересных памятников. 

Один из них посвящен книгам. Он открыт 21 апреля 2006 года.  Это   скульптура, высотой двадцать метров. Она состоит из 17 книг великих немецких авторов. Германия дала миру выдающихся философов и писателей, в том числе, нескольких лауреатов Нобелевской премии, произведения которых принадлежат к мировой литературной и театральной классике. На корешках легко читаются их фамилии. 

Но на площади Бебельплац есть самый памятник. Он не возвышается над домами и улицей, подобно другим; его даже можно не заметить и в задумчивости пройти прямо по нему.

Слайд 3. 

Slide0003

Это - памятник сожжённым книгам. Он приковывает внимание ПУСТОТОЙ. Пустотой на книжных полках, которые бесконечными белоснежными шеренгами уходят вглубь земли, прикрытые стеклом вровень с мостовой. Чем примечателен этот памятник?

Было это чуть меньше века назад. Тогда в Германии к власти пришел Адольф Гитлер, который утверждал, что немецкая нация стоит превыше остальных. Другие народы должны быть в подчинении. С лица земли должны были быть стерты депортированы в концентрационные лагеря или убиты евреи, славяне. Почти все восточноевропейские страны должны были быть уничтожены.

Слайд 4.

Slide0004

Фашисты уничтожали все, что шло вразрез с их идеологией. Даже книги сжигали за то, что их авторы были  «неправильной», негерманской национальности и несли в себе не те идеи. 

Книги сжигал Немецкий студенческий союз под руководством фашистского правительства. 

Слайд 5. 

Slide0005

Книги жгли демонстративно, чтобы видели все. Не только студенты, но даже и уважаемые профессора жгли «неправильные» книги. Многим из них, лично знавших авторов, ещё недавно зачитывавшихся этими объятыми огнём строчками, казалось, что это «понарошку». Но это не было игрой. Сжигавшие книги Ремарка, Катаева, Хемингуэя, Сологуба, Фрейда и сотен других авторов свято верили, что сжигают КНИГИ, В КОТОРЫХ НАПИСАНО ТО, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ ПИСАТЬ.

Книги уничтожали в огромных кострах под музыку оркестров, песни и партийные речевки. Акция 10 мая прошла в более двадцати университетских городах Германиии и продолжалась до октября 1933 г.  

Слайд 6.

Slide0006

В 1995 году на Бебельплац появился памятник, посвященный сожженным книгам. Да, на первый взгляд его невозможно увидеть, потому что он… уходит глубоко в землю. Ни величественных фигур полководцев или правителей, ни затейливой резьбы по камню, ни отблеска меди – ничем этим он не приковывает к себе внимания.         Просто под ногами - квадрат толстого стекла. Если заглянуть в него — видна белая комната, в ней — ничего, кроме книжных полок. Пустых книжных полок…  В них могли бы разместиться  приблизительно 20 000 книг – столько, сколько было уничтожено нацистами 10 мая. Пустое пространство под землей передает идею потери.

Недалеко от стеклянной плиты — табличка со словами Генриха Гейне: «Это была лишь прелюдия, там, где сжигают книги, впоследствии сжигают и людей».

Памятник на площади Бебельплац называется «Утонувшая библиотека». Странно, правда? Ведь книги сгорали в огне, а автор памятника словно бы сравнил эту потерю с судьбе Атлантиды, которая утонула… Что за «вода» поглотила эту библиотеку? 

При какой температуре горят книги? 451 градус по Фаренгейту. Это «температура, при которой воспламеняется и горит бумага». 

 При той же температуре горела Александрийская библиотека. Это было много веков назад. Тогда тоже нашлись те, кто посчитал книги, хранящиеся там, «неправильными». 

И эту, и другую библиотеку уничтожили человеческое невежество, ненависть, посредственность, зависть к чужому таланту, отсутствие собственного. Ведь чтобы читать книги талантливых писателей надо быть по-своему талантливым читателем… 

В память об этих событиях 10 мая в Германии объявлен  Днем книги.

Это происходило в Германии. А другие страны порабощались фашистами, которые жестоко относились к местному населению, строили концлагеря, известные пытками, газовыми бараками, крематориями. Да, там уже сжигали людей. Прав был немецкий поэт Г. Гейне, который писал о том, что там, где жгут книги, скоро будут сжигать и людей.

 Сожжение книг. Бертольт Брехт

После приказа властей о публичном сожжении

Книг вредного содержания,

Когда повсеместно понукали волов, тащивших

Телеги с книгами на костер,

Один гонимый автор,

один из самых лучших,

Штудируя список сожженых, внезапно

Ужаснулся, обнаружив, что его книги

Забыты.

Он поспешил к письменному столу,

Окрыленный гневом, и написал письмо власть имущим.

"Сожгите меня! - писало его крылатое перо.

- Сожгите меня! Не пропускайте меня! Не делайте этого!

Разве я не писал в своих книгах только правду? 

А вы обращаетесь со мной как со лжецом.

Я приказываю вам: "Сожгите меня!".

Так писал Бертольд Брехт, немецкий драматург, поэт и прозаик, театральный деятель.

Очень важно читать книги о войне, еще и потому что, к сожалению, почти не осталость в живых наших ветеранов и свидетелей Великой Отечественной войны. 

Слайд 9. 

Slide0007

Есть книги взрослые, серьезные. Но о детях наши писатели не забыли. На слайде вы видите авторов детских книг о войне.

В этом году вся страна отмечала 75 лет Победы! Он прошел необычно, без парада и торжеств, но от этого не потерял своей значимости. Мы будем помнить всегда тот великий подвиг, который совершили наши прадеды во имя мира на нашей земле.

Slide0008

Прости, старый солдат!  Автор - Кириллова Л.В.

Когда была военная гроза,

За все четыре года лихолетий,

Как много твои видели глаза,

Тревожного и страшного на свете.

Дрожанье слёз они пытались скрыть,

Чтоб не казаться слабыми, старались,

Но сколько горя им пришлось испить,

Когда в боях с друзьями расставались.

Ты молод был и был голубоглаз,

Но выцвели глаза твои от горя.

Прости, солдат! Прости, дедуля, нас,

Ты, в общем-то, ведь прав в своём укоре.

Тебя мы вспоминаем…раз в году,

Когда идём парадом по бульварам,

В тот день все ветераны на виду,

Почтенье к ним, седым, душой не старым.

Прости, солдат! Ну, что тут говорить,

Живём мы в век айфонов, интернета.

…Но детям обещаем объяснить,

Что значит для страны ПОБЕДА ЭТА!

10-11 слайды - заключительные

Slide0009

Slide0010

Миронов Тимур. 2 класс

Лиза Белоусова

s

s1

s2

s3

s5