• 019.jpg
  • 007.jpg
  • 028.jpg
  • 032.jpg
  • 020.jpg
  • 041.jpg
  • 001.jpg
  • 012.jpg
  • 013.jpg
  • 042.jpg
  • 008.jpg
  • 027.jpg
  • 015.jpg
  • 017.jpg
  • 010.jpg
  • 044.jpg
  • 033.jpg
  • 003.jpg
  • 016.jpg
  • 040.jpg
  • 043.jpg
  • 036.jpg
  • 002.jpg
  • 034.jpg
  • 018.jpg
  • 045.jpg
  • 038.jpg
  • 029.jpg
  • 005.jpg
  • 004.jpg
  • 009.jpg
  • 037.JPG
  • 035.jpg
  • 014.jpg
  • 006.jpg
Логотип

 Необходимость освещать свои дома появилась сразу, как только Дикое поле стало активно заселяться беглым людом. Первые поселенцы  сооружали для себя  нехитрые постройки: землянки, шалаши.

В них размещали  примитивные  осветительные приборы - деревянные лучинки, которые вставлялись в  боковые стенки  земляного или полуземляного  жилища. Дрова для лучинок заготавливали заранее, и они хранились в сухом месте. Обычно зажигали лучинки от горящих  в печи  древесных угольков. Но иногда получали  огонь от искры, возникающей  от удара камень о камень. Лучшим считали природный камень - кремень.  При этом не забывали камень подносить  очень близко к высохшему  мху, сухой траве или тонкой коре дерева. Энергично высекали искру, от которой воспламенялся сухой  материал. Такой же процесс происходил, когда огонь получали от кресала. Процесс добывания огня, конечно, был трудным.  И поэтому иногда, горящие угли одалживали у соседа. Заприметив утром дымок от затопленной соседом печи, спешили за огоньком. Быстро переносили его в керамических горшках или просто на древесной  ветке, прикрывая от дуновения ветерка. 

С целью освещения жилища лучиной древесину заготавливали заранее. Обычно ее обязательно просушивали, затем расщепляли на  длинные полосы. По ширине  полосы  не большие, обычно  толщиной 2-3 мужского пальца. Длина  лучинки тоже была произвольной - от 0,5 м до 80 см.  Толщина достигала пару сантиметров. Горящую  лучину не оставляли без присмотра. За ней наблюдали и вовремя меняли  уже сгоревшую щепу. Под лучинкой ставили емкость с водой, чтобы в нее падали  сгоревшие  остатки лучинки. Иногда  устраивали простой земляной настил, который постоянно увлажняли водой. 

Позже, когда простейшие жилища  уступят место добротным  постройкам из дерева, для горящей лучинки изготавливали целую металлическую конструкцию - светец. Его можно назвать простейшим напольным светильником. Для устойчивости он прочно располагался на круглом основании. Тулово представляло собой металлическую стойку высотой до 1 метра. По основной стойке  размещали  раздвоенные или даже расстроенные полосы железа, которые позже завивались  в растительном   или геометрическом  орнаменте. Светец – подставку  выполняли из металла местные кузнецы. Но со временем светец становится не только предметом для освещения. Он  теперь - изящное украшение  интерьера казачьего куреня. 

В каждом изделии светца проявлялось своеобразие мастера. Повторов  изготовленных подставок  под лучинки не было, даже если их выполнял один и тот же умелец. Сейчас такую  технику мастерства называем декоративно – прикладным искусством. Каждый мастер стремился  показать свой художественный уровень,  умение и опыт. Часто работали на заказ. Но лучины, как  осветительные приборы, очень слабо освещали  жилище. Ко всему прочему, они очень быстро сгорали, и за период ужина семья использовала  несколько лучинок. Поужинав и прибрав со стола, все дружно отправлялись спать. Запас заготовленных лучинок экономили. Недостатком таких светильников служила копоть в жилых помещениях. В фондах Старочеркасского музея имеются копии светцов, выполненных в середине 20 века.

1

Светец. Россия. Металл. Копия 20 век.

Позже для освещения начнут  использовать  небольшие  емкости, которые наполняли  жиром, маслом. Они  станут  прототипом свечи. В емкость погружали  растительный или тканевый фитиль, часть которого выводили на поверхность. Емкости под масло изготавливали,  в основном, из пожаробезопасных материалов - керамики или металла. По форме они практически напоминали ладью с ручкой и вытянутым чайным «носиком». В «носик» вливали масло, фитиль опускали на дно одним концом, второй пропускали в горловину. Керамические и металлические светильники  были разными  по форме, но обязательным условием остается его практичность и простота в использовании. Недостатком остается все таже копоть и чад. К ним добавляется и не особо приятный горелый запах жира или масла. 

2

 

Масленый светильник. Кавказ. Металл. 10 век. 
 
 

3

 

Масленый светильник. Кавказ. Металл. 19 век.

Вслед за маслеными осветительными приборами на бытовой пьедестал поднимаются  свечи. Они также чадят и  пожароопасные, но для своего времени  технологически более совершенны. Первоначально  свечи  выполняют из воска. Натуральный воск стоил дорого, свечей нужно много  и скоро его   заменили растительным. Добывали  такой воск из масла бобов, кокосового ореха, масленичной пальмы. На Дону растительный воск варили из шерсти овцы. Одновременно с растительным воском появляется стеорин. Его получают из животных жиров. Он, в отличие от всех других светильников, горит без копоти и запаха. Появление стеорина  позволит  установить  новые технологические процессы в изготовлении свечей. Теперь фитили, для более долгого срока службы, обрабатывают борной кислотой. Параллельно с этим из нефти получат новое сырье для свечи - парафин. Из какого материала бы не делали свечи, срок  службы  оставался не  слишком долгим, хотя к ним относились бережно и  экономно. Старшие в доме всегда ворчали на молодежь, которая засиживалась  вечерами  за каким – либо рукоделием  или чтением книги при свече. Как ни экономили, но свеча сгорала и нужно покупать взамен новую. Поэтому покупательский спрос  никогда не уменьшался, а возрастал  с каждым годом. 

Свечи были очень востребованы всеми социальными слоями. Бедные казачьи семьи экономили, в богатых домах для освещения использовали одновременно большее количество свечей.  И поэтому, чтобы  удовлетворить  покупательский  спрос на свечи, почти в каждом крупном населенном пункте на Дону был свой свечной завод. В 18 веке в столице донских казаков Черкасске (теперь Старочеркасск) был 1 свечной завод.

Технология изготовления свечи до появления машинного производства была проста и однообразна. Обработанный  тканевый фитиль  вращали и поливали заготовленной,  растопленной свечной массой. Когда масса нарастала на нужную толщину, свечу раскатывали  на ровной поверхности, тем самым придавали ей идеально гладкую цилиндрическую форму. В таком виде свеча поступала к потребителю.

Для удобства в использовании и пожарной безопасности  при переносе свечи помещают в металлические или керамические подставки. Их так и  называют - подсвечники.

6

 

Подсвечник. Франция. Бронза. 1930 год.

 

Если помещение большого размера, свечей для освещения требовалось не одна, а сразу несколько. И поэтому, в  подсвечниках  увеличивают количество  глав. Они, как правило, имеют  от 2  до 7 гнезд. Такие подсвечники называют канделябры. 

5

 

Канделябр. Восток. Металл. 19 век.

 

 Но если все главки светильника располагаются  на одном уровне, их называют менора.

61

 

Менора. Западная Европа. Металл. 20 век

 

В настоящее время - это светильник на 7 свечей. Он стал одним из древнейших символов иудаизма.      

Свечу используют не только для освещения здания. Она стала своеобразной жертвой богу и храму. Ее зажигают перед иконой особо почитаемого святого в напольных металлических светильниках. В церкви  подставки под свечи  называют шандалы. В фондах Строчеркасского музея хранится напольный светильник, использовавшийся при богослужении в войсковом соборе.

7

 

Шандал. Россия. Металл. 19 век.

Художники в своих произведениях часто отображали свечу. В хранилище Старочеркасского музея есть картина художника  П.А. Брюллова «Девочка со свечой»/

8

 

Худ. П.А.Брюллов.  «Девочка со свечой». Х.м. кон. 19 века.

 

   История появления лучинок и свечей начиналась глубоко в веках как неотъемлемый  предмет жилого быта. Но примитивные лучинки не нашли широкого применения в жилом интерьере и в скором времени навсегда исчезли из употребления. С  появлением электрического освещения, свечи  не потерялись во времени. Они остались  элементом  нашего праздничного декора, создавая уют и торжественность в любом доме. 

Материал подготовила 

старший научный сотрудник 

Старочеркасского музея-заповедника

Мазур Л. И.