• 009.jpg
  • 014.jpg
  • 043.jpg
  • 002.jpg
  • 029.jpg
  • 001.jpg
  • 016.jpg
  • 040.jpg
  • 033.jpg
  • 004.jpg
  • 007.jpg
  • 018.jpg
  • 027.jpg
  • 045.jpg
  • 012.jpg
  • 005.jpg
  • 038.jpg
  • 035.jpg
  • 013.jpg
  • 037.JPG
  • 008.jpg
  • 032.jpg
  • 028.jpg
  • 017.jpg
  • 010.jpg
  • 020.jpg
  • 003.jpg
  • 019.jpg
  • 036.jpg
  • 042.jpg
  • 044.jpg
  • 034.jpg
  • 041.jpg
  • 015.jpg
  • 006.jpg
Логотип

 

О дистанционном обучении:

 «Дистанционное обучение -

это целенаправленный процесс

интерактивного взаимодействия педагога и

обучающихся между собой

и со средствами обучения,

инвариантный (индифферентный) к их расположению

в пространстве и времени,

который реализуется в специфической дидактической системе». 

А.А. Андреев,  В.И. Солдаткин [4]

 

О дистанционном воспитании (юмор):

       « - Петров, о  поведении поговорю 

с твоими родителями. 

Позови их к монитору!» 

(Интернет)

...А если серьёзно (и серьезнее уже некуда), то жизнь вносит в работу учителя (и не только, а как оказалось в жизнь целых стран!) свои коррективы, в которых, порой, необходимо разобраться очень мобильно.

После объявленного правительством карантина все образовательные учреждения страны были переведены на дистанционное обучение,  которое  пришло в нашу жизнь не вчера, но использовалось нами не так активно. 

Дистанционное обучение предполагает связь (визуальную и аудированную) учителя и ученика, территориально отдаленных друг от друга.

В советское время дистанционным обучением была заочная форма, когда студенты получали и отправляли задания по почте. Сегодня при помощи технических средств и Интернет, можно воспользоваться видеокурсами,  электронными учебниками, в том числе, интерактивными, онлайн-занятиями, а также общаться через социальные сети. 

В жизнь учителя, который в реальном времени встречается и общается с учеником каждый день, дистанционное обучение, можно сказать, ворвалось и стало неожиданностью, а для некоторых даже стрессом. Но учеба и воспитание не должны паниковать и стоять на месте. Зона комфорта, несомненный плюс этой формы, недостаточно компенсируют качественное усвоение учебной программы. К тому же приобретение необходимых технических средств требует времени и финансовых вложений.

Еще на весенних каникулах, которые были продлены,  педагоги мобильно перестраивались на новую систему, задумывались о дальнейших формах обучения детей. Обсуждать плюсы и минусы  дистанционного и классического обучения (а они, несомненно, требовали внимание) не было времени.  

Мы делимся своим опытом использования дистанционных технологий в образовательном процессе и воспитательной работе младшего школьника. Итак, на столе - ноутбук, планшет или компьютер, смартфоны, гирлянда шнуров USB, фильтр, фотоаппарат, учебники, блокноты, канцтовары. Учитель готов. Обращаемся в первую очередь к Интернету.

Существует перечень образовательных платформ, рекомендованных Министерством просвещения Российской Федерации. https://resh.edu.ru/ - «Российская электронная школа» (полный школьный курс уроков от лучших учителей России),  Учи. Ру - https://uchi.ru/ (отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме), https://www.yaklass.ru/ -  ЯКласс (интерактивная образовательная онлайн-платформа, на которой можно заниматься как с учителем в сформированном классе, так и самостоятельно) и другие. 

Но в первые дни дистанционного обучения многие сайты, предлагающие свои инструменты в помощь педагогу, были «протестированы» шквалом обращений, поэтому закрылись на технические перерывы из-за перегрузки. Приходилось поначалу отправлять и получать задания по электронной почте или в социальные сети. Эта ситуация  явилась своеобразным триггером к поиску новых путей обучения, привела учителей к мысли о резервных, дополнительных средствах  подготовки к урокам. 

Еще на весенних каникулах педагогам пришлось обратиться к приложениям-сервисам для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения школьников.

Приоритетами являлись возможность подключить как можно больше участников, наличие приложений для всех платформ и расширений для популярных программ, а также различных браузеров, встроенная интерактивная доска, с помощью которой можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску, чат, запись урока и другое.

В короткое время школьники, живущие в мире проводов, роутеров, хэштегов, как оказалось потом, быстро освоились и справились с ситуацией, не в пример взрослым.  

Для обеспечения процесса дистанционного обучения детей использовались материалы с образовательных сайтов и каналов, специализированные учебники с мультимедийными сопровождениями, подключение к ресурсам библиотек, электронные учебно-методические комплексы, включающие учебники и словари,  пособия, тренинговые компьютерные программы, контрольно-тестирующие комплекты, учебные видеофильмы, аудиозаписи, демонстрация презентаций. Осуществлять контроль над работой всего класса на уроках не представляло никакой трудности. 

Проведение занятий в течение целого учебного дня в системе онлайн взаимодействия педагога и учащегося должны были исключать неблагоприятное влияние на здоровье школьника (общее время работы за компьютером не должно превышать нормы). [3] Физминутки онлайн были и остались важной составляющей каждого урока. В условиях самоизоляции педагоги продолжали следовать методическим рекомендациям по рациональной организации занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, который опубликованы на сайте  Министерства просвещения России.  [4]

Учебный процесс в период дистанционного обучения должен был оставаться на качественном уровне, поэтому ресурсы Интернет стали главным помощниками в поиске информации.

Так, на уроках русского языка педагог и учащиеся активно использовали материалы с Textologia.ru - Текстология (oбpaзoвaтeльный пopтaл, помощник в пoлyчeнии oбpaзoвaния и oбyчeнии paзличным диcциплинaм), http://www.oshibok-net.ru/for-all/slovari/206/ - «Современный русский» (Международный информационно-просветительский проект), позволяющий обратиться к электронным словарям и другие сайты,  размещающие материал для создания электронных презентаций («Слово, откуда ты?», об этимологии слов, «Судьба исконно-русской буквы»).

Уроки математики сопровождались обращением к таким сайтам, как http://mat.1september.ru - Газета «Математика» издательского дома «Первое сентября», http://mathematics.ru/ - Виртуальная школа юного математика и другие.

На уроке по изобразительному искусству мы обращались к http://school-collection.edu.ru/ - Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования, https://easyen.ru/load/mkhk_izo/182 - Современный учительский портал, видеохостинг https://www.youtube.com/ -  Ютуб, («Рыбакит», «Соцветие ИЗО» и другие).

Сайты «Библиотека Максима Мошкова», «Интернет-библиотека Алексея Комарова» помогли нам читать книги онлайн. Национальная  электронная   детская   библиотека   (НЭДБ, регулярно пополняемая легальная бесплатная коллекция оцифрованных книг, диафильмов, журналов, газет для   детей  и родителей, также стала большим помощником в поиске материала.

На уроках доноведения мы активно обращались к сайту библиотеки им. М. Шолохова (г. Аксай), рубрики которого («Электронная доставка документов», «Спроси библиотекаря», «Электронные книжные выставки», «Аксай литературный») и мастер-классы помогали узнавать много интересного о культуре и истории родного края.

Интернет-магазин «Литрес» стал доступен нам благодаря детской библиотеке им. А. Гайдара (г. Аксай). Для коллективного абонемента нужно зарегистрировать весь класс.

Воспитательная работа в условиях дистанционного обучения также предполагала поиск иного инструментария. Еще во время весенних каникул школьники почувствовали острое желание общения. Им было предложено записать общий видеоролик, который назывался «Мы дома, но мы вместе» и был поддержан учащимися лицея. Ребята делились своим хобби, рассказывали об увлечениях на каникулах. 

Любимые походы в библиотеку были продолжены участием в  дистанционных мероприятиях. Так, в рамках ежегодных митяевских чтений  проведен и записан открытый урок по литературе (рассказ А. Митяева «Гвардии медвежонок»). Созданный видеоролик сопровождался рисунками учащихся к произведению.

Воспитательная работа велась на классных часах в приложении Zoom. Учащиеся познакомились с правилами этикета, поведения в чате. Самостоятельно прочитанную полюбившуюся книгу или посмотренный художественный фильм они обсуждали в чате. 

Коллективные работы в виде роликов, посвященные войне, экологии, дню славянской письменности создавались и демонстрировались учителям и родителям. Так, был создан видеоролик «Аксайские поэты о войне и победе» (в рамках празднования 75-летия победы советского народа над фашизмом,). Ребята читали стихотворения авторов и военные письма. «Я пишу тебе, мой прадед» - работа, которая содержит обращения благодарности (короткие видео-письма) к прадедам в прошлое от сегодняшних ребят. 

 Лицеисты участвовали в создании видеофильма «Входя в природы храм, будь сердцем чуток» (в рамках экологического воспитания). Рисунки, старательно подготовленные учащимися, также вошли в ролик.

Еще одним коллективным продуктом, который появился в период дистанционного обучения, стал электронный видео-ликбез «Береги родное слово», показанный 24 мая (в День славянской письменности) на сайте лицея. Учащиеся рассказали об основателях славянской азбуки, детском словотворчестве, происхождении фразеологизмов и имен, сквернословии, модных словах. Фонетический спор и многое другое увлекло ребят и заставило задуматься над тем, как они обращаются с русским языком, почему его надо беречь.

Классный проект «ДонМедиаЛицей», в рамках которого лицеисты встречали известных людей (ученых, финансистов, работников музеев, актеров), прославивших своими успехами родной край, взял начало еще год назад. Теперь он будет продолжен, но в другом формате: через приложение Zoom наши гости будут общаться с ребятами, которые сидя за партами будут задавать свои многочисленные вопросы.

Одной из самых удачных находок дистанционного воспитания стала такая форма, как радиоспектакль. Сказка Джона Роу «Обнимите меня, пожалуйста» полюбилась ребятам, потому что помогла задуматься о таких важных человеческих качествах, как помощь ближнему, дружба, сочувствие. Ученики самостоятельно прочитали произведение и получили роли, которые необходимо было выучить и записать. Сбор аудиофайлов с голосами учащихся происходил через приложения. Наложение музыкального фона, рисунки детей к произведению, титры, монтаж завершали работу над радиоспектаклем.

На дистанционном обучении была освоена такая интересная форма воспитания, как буктрейлер, задача которого – вызвать интерес и удивить слушателя и зрителя, привлечь внимание к героям художественного произведения, сохранить интригу на самом интересном месте. Эту форму активно используют в своей работе библиотекари.  Ребята сами могут создать его, снова почувствовать себя командой даже в наше время, когда мы все вынуждены общаться с миром через сети и приложения.

Первый буктрейлер создан по были Льва Толстого «Филипок». Каждый ученик знакомился с ролью и с помощью взрослых читал на камеру строки из книги. Материал пересылался на почту или в приложения. Короткие видеофайлы объединялись в ролик. Дистанционно, не видя друг друга в реальной жизни, учащиеся пытались сотрудничать, общаться и создавать совместный продукт. 

Буктрейлер, как дистанционное привлечение детей к чтению, заинтересовал наших друзей из Франции. В театре «Апрелик» (Париж) занимаются дети-билингва. В основном, это ребята, родной  язык  которых - русский. Но театр - это не только декорации, костюмы и не столько сцена или грим. Дети должны учить большие тексты, а чтобы знать роль, необходимо не раз прочитать произведение! Важно вникнуть в самую суть, придумать легенду для своего героя, войти в образ. Без этого роль не сыграешь. Поэтому, думаем, эти ребята растут начитанными и размышляющими. Мы создали долгосрочный международный проект «Книжный мостик Париж-Аксай», объединив свои таланты и чувства.

Совместные буктрейлеры - дело интересное, захватывающее. «Сказка о попе и о работнике его  Балде» А.С. Пушкина дал старт нашей задумке.

Ребята из Франции и Аксая знакомятся друг с другом: лицеисты показали им свою первую работу, а юные артисты из Парижа присылают отрывки из спектаклей. Через платформу Zoom прошло три видео встречи, на которых они знакомились, рассказывали о себе, планировали создание новых буктрейлеров. Лицеистам приятно знать, что где-то далеко есть друзья  с общим интересами и благородным делом. Еще один результат этого сотрудничества - приглашение нашего класса в Париж на театральную неделю. Надеемся, что мы встретимся с нашими друзьями и пожмем им руки.

Думаем, что такой формат - правильный, важный и нужный посыл не только детям, но и взрослым. Кто знает, а вдруг буктрейлер поможет ребятам в будущем понять гений Достоевского и Толстого.

Радиоспектакль «Обнимите меня, пожалуйста»  созданный на дистанционном обучении, дал начало проекту «Читай, слушай, играй». Его мы продолжаем уже в реальном времени. Лицеисты работают над новым радиоспектаклем по мотивам книги «Бусинки и капли», написанной белорусской писательницей Надеей Ясминска, которая прислала свое видео-обращение с пожеланием успеха. 

Все электронные продукты, созданные нами в период дистанционного обучения, помещены на сайте Лицея  № 1 (http://www.akslicey1.ru/)

«Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади», - писал Джордж Герберт. Дистанционное обучение добавило в жизнь педагога  новую волну цифрового потока, удобные формы работы, как в обучении, так и в воспитании учащихся. Эти технологии  можно и нужно активно использовать в реальном времени. 

Таким образом, одним из ИКТ является дистанционное обучение, которое необходимо и полезно в том, случае, если по разным причинам недоступна традиционная форма. Качественное образование возможно только в реальном общении ученика и учителя.

Используемые источники:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020).

2. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226). 

3. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы/О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 

4. https://edu.gov.ru// - Министерство Просвещения Российской Федерации

5. https://cyberleninka.ru/ - Научная электронная библиотека «Киберленинка».

Slide0001

Slide0002

Slide0003

Slide0004

Slide0005

Slide0006

Slide0007

Slide0008

Slide0009

Slide0010

Slide0011

Slide0012

Slide0013

Slide0014

Slide0015