• 044.jpg
  • 032.jpg
  • 015.jpg
  • 002.jpg
  • 012.jpg
  • 008.jpg
  • 001.jpg
  • 005.jpg
  • 041.jpg
  • 013.jpg
  • 033.jpg
  • 009.jpg
  • 034.jpg
  • 006.jpg
  • 038.jpg
  • 027.jpg
  • 043.jpg
  • 017.jpg
  • 016.jpg
  • 040.jpg
  • 014.jpg
  • 010.jpg
  • 020.jpg
  • 036.jpg
  • 042.jpg
  • 003.jpg
  • 029.jpg
  • 037.JPG
  • 045.jpg
  • 035.jpg
  • 019.jpg
  • 004.jpg
  • 028.jpg
  • 007.jpg
  • 018.jpg
Логотип

 

paskha

Как готовились и отмечали Пасху
в начале прошлого столетия
в ст. Старочеркасской

Самый главный христианский праздник – Воскресение Христово, Пасха, Светлое Воскресение Христово...

Статус праздника отражают слова - «праздников праздник и торжество из торжеств». Этот праздник отождествляется у христиан с «прехождением от смерти к жизни, от земли к небу».

Пасха – светлый и торжественный праздник, был и остается самым любимым и почитаемым у донских казаков. Предшествовал этому дню строгий и продолжительный – 7-недельный Великий пост. Все недели поста имели названия, за исключением первых трех, которые именуются безымянными. Четвертая неделя называется крестопоклонная, пятая – похвальная. Шестая неделя – вербная и последняя, седьмая – страстная.

Весь этот период времени считался временем духовного и физического очищения. Великий пост предопределял строжайшие ограничения на пищу. Запрещалось кушать «скоромную» пищу, т. е. мясную, молочную и даже рыбную. Лишь на Благовещение, большой праздник, отмечаемый церковью 7 апреля, разрешалось употреблять в пищу рыбные блюда.

Особенно строгой была первая и последняя недели поста. В эти дни нельзя было использовать для приготовления блюд даже растительное масло. К вареной картошке хозяйки подавали соленые помидоры, огурцы, капусту. Каши варили на воде, а борщи или супы не заправляли никакими «заправками». Такие ограничения в пище, соблюдали и казаки, находящиеся вдали от дома, на службе, и даже прибывавшие в госпиталях на лечении.

Особая строгость касалась всевозможных увеселительных мероприятий, гуляний, хождению по гостям, родители детей не пускали на улицу играть.

С наступлением поста, хозяйки снимали с окон и дверей, красивые, нарядные занавесы, скатерти со столов, покрывала с кроватей и тюлевые занавески с подушек. Все это перестирывалось, крахмалилось, выглаживалось и убиралось в комоды, до страстной недели. Взамен вешали и застилали простыми, темных тонов, занавесами и скатертями.

А пока длился пост, и в поле и в огороде никто не работал, женщины прибирали в куренях и летних кухнях. Белили мелом стены, мыли окна и дери, стены домов, если они были крашенные, или мазали «глинкой» в коричневый цвет или «синькой» - в синий. Низы и завалинки куреней обмазывали глиной и белили известкой. Мужчины приводили в порядок после зимы базы, сараи, крыльца домов, поправляли плетни. Начало полевых работ часто приходилось на четвертую неделю поста, именуемую «крестопоклонная». Название неделя получила от того, что с испеченными из теста крестами, выезжали в поля, обходили границы наделов, читая молитвы и прося Божией помощи и хороших урожаев.

Так, в работе и заботах проходили дни и недели. Подходил к завершению Великий пост. Последняя, страстная неделя была для христиан особо почитаемая, время подготовки к главному празднику. Последние семь дней верующие люди вспоминают Страсти Христовы, последние дни жизни Спасителя, его страдания, распятие и смерть на кресте, погребение, схождение в ад и Воскресение из царства мертвых. Но это - время и последних приготовлений к торжеству.

Самый важный день недели – четверг, получивший название «чистый». Еще до восхода солнца, мать вставала в четыре часа утра, купала всех детей – говорили «пока ворон своих детей не скупал надо успеть». После детей купались все остальные члены семьи. Этот ритуал, считалось, обеспечивал всем здоровье в течение года. После купания хозяйка мыла полы, застилала чистые дорожки, вешала занавесы на окна и двери, покрывала скатертями столы и комоды. Дом преображался, сверкая чистотой, и некоторые старые люди говорили: «Ангелы летают».

Но самое главное, в «чистый четверг» хозяйки пекли куличи и красили яйца в луковой шелухе. Куличи на Дону называли «пасочки». Это был ритуальный сдобный хлеб, испеченный в специальных круглых высоких металлических формах. Опару на молоке для теста ставили с ночи, а рано утром добавляли яйца, сахар, из жиров, смалец или домашнее сливочное масло, изюм. Тесто «укручивали» несколько раз, давая ему подняться 2-3 раза. И только потом начинали выпекать. Испеченные куличи укрывали полотенцем. После остывания, верх покрывали белой глазурью – белок, взбитый с сахарной пудрой, и посыпали крашеным пшеном. Самую высокую и ровную пасху несли на освящение в храм. Куличей пекли много, чтобы хватило на всю неделю и, конечно, чтобы угостить родителей, крестных.

И вот наступал канун праздника. Вечером, в субботу, верующие, семьями, в нарядных, новых одеждах, собирались на службу в храме. Священнослужители, в черных одеяниях проводили богослужение до 11 часов вечера. После чего, плащаницу уносили в алтарь, а все присутствующие, во главе со священниками, совершали шествие три раза вокруг собора, поднимались на паперть. Священник три раза касался закрытых дверей собора крестом, при этом громко говоря: «Христос Воскресе» Верующие единым хором отвечали: «Воистину Воскресе». С этого момента священнослужители облачаются в белые одеяния,  начинается торжественное праздничное пасхальное богослужение, продолжавшееся до рассвета. Служба заканчивалась освящением куличей, яиц и сала. Этой обрядовой едой и разговлялись всей семьей, придя с праздничного богослужения.

Пасха была самым любимым праздником у казаков. С утра, в каждом курене, хозяйки накрывали столы, ломившиеся, от угощения. Начиналось хождение по гостям: родители, взрослые дети, кумовья, соседи. Обязательно на праздничном столе стояли мясные блюда и «маринад». «Маринад», к пасхи, готовили в «чистый» четверг. Для этого блюда брали крупную рыбу, пожирней и чтобы меньше костей было, нарезали порционными кусочками, обжаривали до румяной корочки. Отдельно обжаривали много лука, пастернака, моркови. В кастрюлю улаживали слоями, чередуя рыбу с овощами, заливали остывшим кисло-сладким маринадом и тушили на «краю печки» пять часов, чтобы, как говорят казачки, «все косточки перепрели».

Куличей пекли много, чтобы хватило своей семье на всю неделю и конечно, чтобы угостить родителей, крестных.

На первый день Пасхи было принято детям ходить к родителям и крестным  и поздравлять их с праздником. Шли, как правило, с пасочкой и крашеными яйцами.

На Пасху устраивали гулянья. Молодежь водила хороводы, девушки катались на качелях, дети катали крашеные яйца. Всю пасхальную неделю, любой желающий мог подняться на колокольню-звонницу и звонить в колокола. Никаких ограничений во времени не было. Звонить в колокола - это тоже было любимым развлечением детей и молодежи. 
На Пасху было принято христосоваться. Сорок дней, до праздника Вознесения Господня, встречаясь на улице, казаки не здоровались, а приветствовали друг друга словами: «Христос Воскресе!», в ответ, слыша – «Воистину Воскресе!». 

В конце XIX-начале ХХ вв., в России стало традицией, отправлять в поздравление на Пасху, пасхальные открытки, родным и знакомым, с кем не можешь лично похристосоваться. Несколько таких открыток хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Все они с красочными рисунками. Основная тематика открыток – пасхальные яйца, храмы,  куличи, цветы, цыплята. С 1980-х годов пасхальные открытки массово начинают печататься региональными и крупными издательствами «Планета», «Искусство».

После пасхальной недели следовала «родительская» неделя, время, когда в казачьих семьях поминали всех покойных родственников. Особым днем считался вторник, называемый Радонницей. Все жители станицы собирались на кладбище, и после совершения поминальной службы, расходились по могилам своих сородичей. На каждой могиле оставляли «поминание»: конфеты, печенья и крашеное яйцо. Но прежде, чем положить яйцо на могильный камень, на нем три раза прочерчивали буквы «ХВ» Очень радовались, когда «поминанье» забирали дети, поскольку считалось, что дети – это ангельские души и их слова «царствие небесное», сразу доходило до Бога. Казаки никогда не скупились делать добро, всегда помогая вдовам  и сиротам.

Проходят годы и многое, что было свято и непоколебимо для наших предков, уходит в небытие.  Но даже в годы советской власти, когда в стране проводилась политика атеизма, закрывались церкви, в домах ст. Старочеркасской казачки пекли куличи и красили яйца, сохраняя традиции предков. Благодаря местным жителям ст. Старочеркасской, нашим старожилам, помнящим обычаи и бережно их сохраняющим, теперь мы, их дети и внуки, печем пасочки и красим яйца. Празднуем этот светлый праздник в кругу своей семьи, а на родительский день идем на кладбище, на могилы покойных родственников.


Соловейкин Г.В., старший научный сотрудник
научно-фондового отдела Старочеркасского музея-заповедника.