• 013.jpg
  • 003.jpg
  • 027.jpg
  • 012.jpg
  • 018.jpg
  • 032.jpg
  • 001.jpg
  • 010.jpg
  • 008.jpg
  • 040.jpg
  • 017.jpg
  • 045.jpg
  • 035.jpg
  • 005.jpg
  • 014.jpg
  • 042.jpg
  • 019.jpg
  • 016.jpg
  • 015.jpg
  • 044.jpg
  • 043.jpg
  • 009.jpg
  • 038.jpg
  • 006.jpg
  • 033.jpg
  • 020.jpg
  • 034.jpg
  • 007.jpg
  • 002.jpg
  • 036.jpg
  • 004.jpg
  • 028.jpg
  • 029.jpg
  • 041.jpg
  • 037.JPG
Логотип

8859273

 

Праздник Троицы – один из красивейших праздников в православии. Он назначен на пятидесятый день после Пасхи.

Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога. 

Ученики получили способности проповедовать слово Христово. 

 Только в XIV веке начали отмечать на Руси праздник Троицы. Обычаи и традиции в этот день соблюдаются с той давней поры. Учредителем праздника был преподобный Сергий Радонежский.    

Широко отмечалась у донских казаков Троица (пятидесятница). Одновременно - это праздник распустившейся растительности, которую, образно говоря, чествовали, чтобы обеспечить ее рост и плодоношение. Обычай этот является общим для всех славян. 

 В субботу перед Троицей поминали умерших: было принято ходить на кладбище, куда носили яйца, окрашенные в желтый или зеленый цвет (листьями крапивы или травой «гусиные лапки»); на могильные кресты привязывали ветки карагача (вяза). 

Повсеместно ветками вяза украшали заборы, ворота и хозяйственные постройки, а полы жилища и церкви посыпали чабрецом. Для этого обязательно в троицкую субботу косили траву, в основном, чабрец, и расстилали ее в курене. На троицу девушки традиционно надевали венки, сплетенные из трав и цветов, гуляли в них, а потом бросали в реку и смотрели, в какую сторону венок поплывет (в ту сторону девушка выйдет замуж), потонет он или нет.

Самое важное дерево на Троицу - береза. У молодой сочной березки выбирали место, чтобы водить хороводы. 

С березой связан обычай завивания венков. Ветки связывали в кольцо, загадывая судьбу. Можно было завить венок на себя, а можно - на другого. На троицу смотрели, что стало с венком.

Если ветки не развились – у того, на кого загадывалось, будет долгая жизнь. Для завивания венков выбиралось укромное место, чтобы злой человек не мог развить их.

400933850

Популярным был обряд «кумления». Компания девочек собиралась на Троицу, они жарили и ели яичницу. Раньше это называлось «играть». 

У богатых за речкой были специальные сады – левады, в этих садах и играли. Через березовый венок девушки и женщины «кумились» - целовались друг с другом и становились на какое-то время подругами.

Иногда эта дружба сохранялась на долгие годы.

131226 640

 Во время «кумления» звучали различные пожелания. Например, девочке желали подрасти да расцвести, девушке на выданье желали скорейшего замужества, молодым женщинам - здоровых деток. На Троицу молодые девушки устраивали гадания о суженом, сопровождаемые песнями с брачными молитвами. В день праздника в некоторых донских станицах «водили чернеца» - хоровод с песней «как ишол чернец (чернец – монах под над Доном, по над Тихим Доном». В верховых станицах «плели плетень» - шли по кругу, взявшись за  руки с песней «Селезень, мой, селезень». В день праздника в каждой станице водились хороводы. На верхнем Дону - «улицы», на нижнем и среднем Дону предпочитали хороводные танцы под песню «Белорыбица». Донские общественные гулянья на Троицу называли «ссыпками».

Ссыпки-складчины были составной частью многих календарных праздников на Дону, в том числе таких больших и значительных, как Масленица и Троица.

Ссыпки еще устраивали при встрече и проводах казаков на военную службу, в период храмовых (престольных) праздников.

На Троицын день в станицах заплетают венки, водят хороводы, кумятся, а на другой день бывает «ссыпка». Молодые казаки, девушки,а также и молодушки собираются в одну хату и приносят с собою яйца, хлеб и деньги: «приготовять яичницу, водочки купят — выпьют, закусят, а потом начинают петь песни, играть игры и плясать». Каждый участвующий в ссыпке приносит неравную долю, а «кто, сколько может»: иной бедный, да веселый, так его и без вклада приглашают, «поди, моль, к нам: за твои песни мы тебя и так уважаем» Здесь разбивались «на три круга» - малолетних, взрослых и стариков.

 После начинался пир, в котором «все участвовали припасами или деньгами». Малолетних угощали обедом и сладким вином, заставляя их плясать «для потехи». Взрослые «пили, ели и плясали». Старики «пили, ели и вели беседу». Во всех этих кругах женщины принимали равное участие, но с наступлением вечера, забрав детей, они покидали место празднества, оставляя его мужчинам. Мужчины проводили на лугу всю ночь, предаваясь веселью.

1271

Наутро следующего дня женщины возвращались с различными кушаньями, разыскивали своих мужей, будили их, приводили «в круг». Снова начинался пир. При этом устраивались всевозможные военизированные игры и военные упражнения, которыми вообще у казаков сопровождался каждый крупный праздник весенне летнего цикла. 
Впоследствии «ссыпки» стали проводить уже в черте станицы. Участники ссыпки «складывались по несколько копеек», покупали водку и с песнями и пляской ходили по улицам, заходя в дома зажиточных казаков и станичной верхушки. Хозяева одаривали обходчиков, а те, в ответ, качали хозяев. В этих ссыпках участие женщин было ограниченным в еще большей степени, чаще всего они выступали в качестве зрителей.

В Троицкой ссыпке, так же как и в масленичных гуляньях: избирался атаман, два его помощника-есаула, судья, писарь, казначей и другие «должностные лица». Ссыпочный атаман, по словам, казаков, обличался такой же властью, как и настоящий. «Он – глава ссыпки, следит за порядком, командует ссыпкой, направляя ее то в ту, то в другую сторону, посылает гонцов, по его приказанию начинают подносить угощения, он открывает и прекращает ссыпку, наконец, он в случае отсутствия судей, творит суд и расправу. Как судья он пользуется обширными правами: может исключить виновного из ссыпки, наложить на него штраф и даже посадить под арест. Атаману должны подчиняться все беспрекословно, хотя бы в ссыпке был его отец и даже настоящий атаман. Власть его ограничивается только общим собранием. О всяком важном вопросе, прежде чем решить его, атаман должен посоветоваться с собранием, преимущественно со стариками» (А. Казмин).

В настоящее время обычаи празднования Троицы возвращаются. Хочется верить, что они полюбятся молодому поколению и приживутся навсегда.

Материал предоставила
Полякова А.Н. зав. культурно-образовательным отд.
Старочеркасского музея-заповедника