• 044.jpg
  • 040.jpg
  • 003.jpg
  • 012.jpg
  • 013.jpg
  • 034.jpg
  • 006.jpg
  • 033.jpg
  • 014.jpg
  • 041.jpg
  • 032.jpg
  • 015.jpg
  • 007.jpg
  • 009.jpg
  • 028.jpg
  • 037.JPG
  • 017.jpg
  • 038.jpg
  • 010.jpg
  • 045.jpg
  • 035.jpg
  • 043.jpg
  • 004.jpg
  • 005.jpg
  • 019.jpg
  • 016.jpg
  • 001.jpg
  • 029.jpg
  • 027.jpg
  • 008.jpg
  • 018.jpg
  • 002.jpg
  • 036.jpg
  • 042.jpg
  • 020.jpg
Логотип
 

Святки считались самыми радостными, веселыми днями в году и начинались с празднования Рождества Христова. Казаки отмечают эти дни красочно и почти две надели до Крещения.

И не удивительно! Ведь именно Святки отличаются от других праздников таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений.

К Святочной неделе в казачьих семьях готовились тщательно. Хозяйка должна была мыть дом, белить стены, стирать и крахмалить занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была ёлка, символизирующая обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Кроме всего прочего, казаки веселились от души, играли в разные игры, пели песни и частушки.

Канун старого Нового года, тринадцатого января, считался «щедрым вечером». В этот вечер варили вареники с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькой, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая.

Обычай «щедровать» по сей день сохранился во многих донских станицах. И сегодня на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски.

В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Семейные пары, собираясь в компании, ходили к кумовьям на праздничные посиделки, на которые приносили с собой угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. Вино на стол всегда ставили только хозяева. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением, переходили в веселье с песнями и танцами...

 У казаков в канун великого праздника в красном углу, под образами, на чистой скатерти, на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (тоже кутья).

С первой звездочкой на небе после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.

На Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам, «Христославят». Многие дети не знают текстов в оригинале, многое уже придумывают, но сам процесс обряда им интересен и значим.

Г. Астапенко о Рождестве на Дону пишет: «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города. Во всяком доме они пели «Христос рождается», за что хозяин должен был заплатить. Если «христославили» мальчики 4-5 лет, то они говорили:

«Я маленький хлопчик

Принесу Богу снопчик.

В дудочку играю, Христа забавляю.

А вы люди знайте, копеечку дайте

И курочку, петушка и пшенички два мешка».

«Чем же вы берете?» – спрашивали хозяева. «Чем Бог послал!» – отвечали ребята. Их наделяли пряниками, пирогами, колбасой, салом, конфетами, деньгами. Их принимали только до восхода солнца. Взойдет солнце, вернуться люди от заутрени, христовщикам говорят: «Скоро колядовать будут, а вы все еще христославите!». Колядовали всего один вечер – в первый день праздника, распевая при этом следующую песню: «Да радуйтесь земли, веселитесь люди – Сын Божий народился!».

В этот вечер они ходят от дома к дому, поздравляя станичников. Описанные щедровки Г. Астапенко в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–XX веков» на примере станицы Старочеркасской во многом схожи с Раздорскими щедровками:

Во леску, леску, на желтом песку,

Святой вечер, добрый вечер,

Добрым людям на свят вечер

Блудили блудцы, семьсот молодцов

Святой вечер, добрый вечер

Добрым людям на свят вечер

Ты дядюшка пан, а ты выйди к нам

Вынеси скамеечку, на нашу семеечку

Вареников блюдку да маслица глудку

А муж хвалится вороным конем, перед королем

А жена хвалится лисьей шубою, перед Любою

А сын хвалится луком стрелками, перед девками.

А дочь хвалится золотым кольцом, перед молодцом.

На Дону гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть самого разнообразного цвета – и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная – жених будет чернявый, белая – блондин, и т.д. Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка, если кол в коре – то муж будет богатый, а если голый – бедняк.

Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посовать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:

Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!

Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,

В поле стогами, у вас закромами.

Где бык копытом, там пшеница кустом,

Где бык рогом, там пшеница стогом.

Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.

С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!

Заканчивались святочные дни праздником Крещения Господня или Богоявлением.