• 002.jpg
  • 041.jpg
  • 003.jpg
  • 014.jpg
  • 009.jpg
  • 017.jpg
  • 005.jpg
  • 043.jpg
  • 008.jpg
  • 013.jpg
  • 035.jpg
  • 032.jpg
  • 007.jpg
  • 020.jpg
  • 019.jpg
  • 042.jpg
  • 016.jpg
  • 036.jpg
  • 033.jpg
  • 045.jpg
  • 028.jpg
  • 018.jpg
  • 029.jpg
  • 015.jpg
  • 001.jpg
  • 040.jpg
  • 004.jpg
  • 006.jpg
  • 010.jpg
  • 012.jpg
  • 044.jpg
  • 038.jpg
  • 037.JPG
  • 034.jpg
  • 027.jpg
Логотип

История изготовления шкатулок имеет многовековые корни. Шкатулки появились в глубокой древности и ведут происхождение, вероятно, от сундуков для хранения одежды.

Шкатулки с давних времен используются для хранения милых сердцу предметов, будь то украшения, различные безделушки и аксессуары, письма и поздравительные открытки. Они являются декоративным предметом, изготовление которого требует большого мастерства. В антикварных шкатулках особенно ценится «секрет». Наиболее дорогими на антикварном рынке считаются шкатулки с двойным дном, с потайными ящичками и отделениями, с зеркальными обманками и хитроумными запорами, которые срабатывают только после определенной последовательности действий. 

Первые шкатулки появились в странах Ближнего Востока, в Египте, Японии и Китае. На территории Месопотамии и Египта археологи обнаружили фрагменты ларцов из дерева, богато украшенных инкрустацией и резьбой. Возраст этих находок составляет несколько тысячелетий. Европу эти восточные красавицы покорили во времена средневековья, когда возрос интерес к культуре Востока. А вот в России на смену большим ларцам, заимствованным из Византии, шкатулки пришли только при Петре I. Русская шкатулка всегда славилась филигранной отделкой крышки, на которой создавались удивительной красоты узоры или целые сюжетные картины, их также раскрашивали, покрывали лаком. Поначалу шкатулки были только деревянными. В коллекции Старочеркасского музея-заповедника хранится более 50 шкатулок разнообразных моделей, изготовленных из дерева в XIX-XX вв. Мастера народных промыслов умели выявлять красоту дерева. До развития промышленного производства все шкатулки изготавливались исключительно вручную, часто по заказу покупателя с учетом его пожеланий и состоятельности. Сам по себе процесс изготовления шкатулки является творческим – здесь мастер мог отпустить фантазию на волю. Следовательно, эти изделия были весьма дороги, и не каждый желающий мог позволить себе такую роскошь. Шкатулка порой могла быть даже дороже, чем-то, что в ней находилось. Шкатулки считались символом благосостояния и занимали почетное место в доме. Незатейливые рабочие шкатулки, предназначались для дамского рукоделия, кокетливые небольшого размера для драгоценностей, удлиненные для перчаток, лорнета, платков. Шкатулки с потайным замком для денег и любовных посланий. 

В коллекции Старочеркасского музея хранятся разнообразные экземпляры: большие и маленькие, круглые и овальные, прямоугольные и квадратные. Они украшенные резьбой, вставками и рисунками. 

1

 Шкатулки разнообразных форм из фондов Старочеркасского музея-заповедника.

Россия, конец XIX начало XX вв.

Чтобы уберечь дорогое содержимое от посторонних взглядов и воровства, шкатулки закрывались замками, зачастую с секретом. Открыть такой замок с секретом мог только их создатель, сам владелец и ограниченное число людей.

Талантливые умельцы старались обойти друг друга в мастерстве, придумывая все новые и новые способы отделки. Так, одна за другой на свет появились такие технологии, как мелкое вырезание по древесине и бересте, декорирование тканью и кожей, отделка металлом, костью и драгоценными камнями. Далеко не каждая древесина подходила, как для изготовления, так и для резного искусства. В основном использовались лиственные породы-липа, ольха, осина и конечно же береза. Древесина березы обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой. Береза подарила вятским мастерам материал под названием - кап. Этот нарост встречается на различных породах деревьев, но именно березовый кап обратил на себя внимание своей красотой и прочностью. Технология обработки капа разработана вятскими мастерами еще в древности. Шкатулка XIX века с клеймом на крышке «И.А. Зубаревъ въ Вяткъ» хранится в собрании музея. Сама шкатулка выполнена из карельской березы, а внутри отделана капом. В конце XIX начале XX века изделия вятских мастеров-каповщиков достигли такого уровня совершенства, что их стали поставлять через скупщиков на продажу в Англию, Францию и Германию. Ценились работы, известных фамилий: Ивана Афанасьевича Зубарева, Якова Семеновича Першина, Ивана Кузьмича Пушкарева и др. Для изготовления шкатулок, коробок использовалась и березовая кора - береста.  

2

Шкатулка с клеймом на крышке «И.А. Зубаревъ въ Вяткъ»

из фондов Старочеркасского музея-заповедника. Россия, XIX в.

Ценились шкатулки необычных форм. Шкатулка XIX века напоминающая полку с книгами хранится в нашей коллекции. Имеет вид семи вертикально стоящих книг, между двумя горизонтальными поверхностями, являющимися крышкой и дном. Лакированная, коричневого цвета, с потайным замком. На крышке, на черном фоне композиционное изображение трех танцующих девушек. Шкатулка ХIХ века с выдвижными ящичками украшена росписью костяными и перламутровыми вставками. Принадлежала Карачаеву Ивану Ивановичу, члену городской управы города Новочеркасска. Дарительница этого предмета его дочь - Карачаева Мария Ивановна. Донские дворяне часто в своем доме имели восточные предметы и шкатулки в том числе, в них хранили лайковые удлиненные перчатки, шляпные заколки, веера и другие мелочи.

3

Шкатулка-ларец для перчаток и вееров из фондов Старочеркасского музея-заповедника. Китай, конец XIX в.

Старинные шкатулки уже сами по себе являются произведением декоративно-прикладного искусства, но помимо этого каждый музейный предмет имеет свою «легенду», составленную на основе данных, полученных от бывшего владельца или иным способом. Содержащая сведения об истории предмета – времени и месте изготовления, прежней принадлежности, среде его бытования и использования. Музейные экспонаты - хранители истории. 

Материал подготовила

Т.А. Бузнякова – старший научный сотрудник

ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник».