• 044.jpg
  • 001.jpg
  • 004.jpg
  • 036.jpg
  • 014.jpg
  • 035.jpg
  • 020.jpg
  • 033.jpg
  • 012.jpg
  • 010.jpg
  • 015.jpg
  • 017.jpg
  • 003.jpg
  • 018.jpg
  • 008.jpg
  • 013.jpg
  • 002.jpg
  • 041.jpg
  • 038.jpg
  • 037.JPG
  • 016.jpg
  • 042.jpg
  • 027.jpg
  • 034.jpg
  • 029.jpg
  • 043.jpg
  • 019.jpg
  • 006.jpg
  • 007.jpg
  • 032.jpg
  • 045.jpg
  • 009.jpg
  • 028.jpg
  • 005.jpg
  • 040.jpg
Логотип

D D 035

 

С давних времен в России и на Дону бытует традиция лузгания семечек.

История возделывания подсолнечника на территорию Войска Донского, выделяет две версии. Если верить первой, то семена подсолнечника прибыли на Дон и Кубань вместе с украинскими переселенцами по приказу императрицы Екатерины Великой. По второй версии донские купцы привезли подсолнечник с одной знаменитой украинской ярмарки. В любом случае, подсолнечнику на донских землях под теплым солнышком понравилось.

В ХХI веке подсолнечник стал одной из основных рентабельных донских культур, выращиваемых на экспорт.

Красивый солнечный цветок для каждого казака ассоциировался не только с теплом родного очага, но был символом настоящей богатырской силы, столь необходимой настоящему защитнику Отечества. 

С уважением относились казаки к самому подсолнуху, как обрядовому растению. Этот цветок-растение сеяли в каждом дворе, ухаживали за ним: удобряли землю, поливали, обмывали листья, охраняли от ветра, птиц и животных. И сегодня вряд ли можно представить хоть один казачий дом без подсолнуха. Не случайно все мастера по изготовлению фаянсовой посуды не могут обойти этот цветок стороной - подсолнух отражает дух донского казака: сильный, крепкий, выносливый. Как этот цветок верен солнцу, так и казак верен своей земле и дому.

Традиция «лузгания» семечек на Дону имеет большую историю и своими корнями уходит в историю края, его самобытную культуру. Вначале она не воспринималась  всерьез, однако, при глубоком изучении, поражает своей простотой и жизненной значимостью. Секреты этой казачьей традиции скрыты в духовной и материальной культуре донского народа. Они сотканы временем и проросли через него в наш ХХI век. 

Донские казаки сумели по достоинству оценить подсолнечник, все его полезные свойства.

В языке народов, проживающих на Дону, существует много дублирующих названий этого лакомства: семачки, семушки, сэмачки, семашки (чаще всего встречается на Дону), семки. 

Одни любят подсластить, другие - подсолить, третьи - с перчиком и солью. Однако, как считают знатоки, лучше жарить семечки перед употреблением. А, если говорить правильно, то лучше совсем их не жарить, так как при жарке пропадают 90 % полезных веществ. Вот, оказывается, почему в старину наши предки семечки ели прямо из подсолнуха. Бабушка Дуня, жительница станицы Старочеркасской, вспоминает, что ее бабушка  Галя «сушила семашки на сковороде у огня», а не на нем.

Донские казаки считали лузгание семечек особой привилегией и делали это с чувством собственного достоинства. Каждый чукавый и форсавитый казак без семечек не появлялся ни на праздниках, ни на «завитии плетня».

Многие историки-краеведы считают, что манера лузгания семечек уходит своими корнями в те времена, когда казаки часами, а то и более выслеживали врага на своей территории и лузгали семечки, чтобы не заснуть. С точки зрения медиков, семечки в данном случае – превосходное терапевтическое средство, незаменимое для воина, чтобы расслабиться, но и помогающее ему оставаться сосредоточенным на главном и не заснуть.

В исторических архивах есть упоминание о том, что донские казачки, навещая своих мужей и родственников во время русско-японской и Первой мировой войны, привозили на фронт чистое белье и полные бурсаки подсолнечных семечек. 

Как только немцы захватили Донской край в годы Первой Мировой войны, комендант Ростова - полковник Фром и комендант Нахичевани - лейтенант фон Валькер - издали специальные указы, запрещающие казакам в станицах и городах лузгать семечки. Запрещалась торговля подсолнечными и тыквенными семечками на улицах городов, хуторов и станиц под угрозой большого штрафа.

Известен факт, что к подъесаулу Тимофею Конькову, раненому в сражении под Ляояном 2 января 1905 года, дважды, пока он находился в госпитале, приезжали сестра с женой. Воинам 19 Донского казачьего полка привезенных семечек хватило на несколько дней. Сегодня мы знаем, зачем женщины дважды проделывали столь длительный и очень опасный путь. Традиции казачества всегда свято чтились и соблюдались. Соблюдались эти традиции еще и потому, что казаки – воины очень быстро убедились в многочисленных полезных свойствах семян полсолнечника и не упускали возможности подлечиться.

Известно, что достаточно длительное время ходил по Дону запрет на лузгание семечек для крестьян и прислуги, работающих на казаков, а также и для казаков-новодворков, пришедших в дом к своей жене после свадьбы. Наверно потому, что среди казаков вообще не приветствовался сам факт хождения в примаках. 

В станицах лузгание семечек считалось показателем независимости, достоинства и самодостаточности казачества. На гуляния станичная молодежь без семечек не приходила. Об этом свидетельствует и донской фольклор. Этим они показывали уверенность в себе. В казачьем фольклоре говорится:

А я семушек пожарю,

По станице проплыву,

Две – три жменьки пощелкаю

И милого угощу.

 

Казаки умели лузгать семечки аккуратно, не сплевывая шелуху на землю. Складывается неправильное впечатление, что все дорожки и сама площадь – майдан, а тем более и территория за заборами казачьих куреней – были заплеваны лушпайками. Донские казаки всегда умели и не растеряли этого умения и сегодня, лузгать «чисто», собирая лушкайки во рту, под языком, а затем сплевывать в траву, под куст. 

Это умение всегда обращало на себя внимание иногородцев. Если украинские казаки умудрялись заплевать свою военную форму, то донские казаки всегда кушали чисто. Этот факт описан в рассказе Ю.Сергеева «Двое»: «…казак, сидящий рядом с дедом, вытащил из кармана горсть семечек, кинул пару в рот, мастерски разлузгал и кинул вторую пару, не сплевывая шелухи, затем незаметно удалил всю шелуху изо рта». Казаки, щелкая семечки, при этом еще умудрялись и разговаривать, тихо и аккуратно, чтобы не оскорбить собеседника. Эту особенность трапезы донских казаков – опрятность – знают далеко за пределами донского края.

IMG 3791

 

Никогда донские казаки не лузгали семечек на балясниках, не сплевывали с окошек и не выбрасывали лузгу через порог. Существует несколько форм сбора лушпаек: незаметно в кулачок и в карман завески или в кулечек и в ведерко. Ни в одной донской хате, саманном доме, а тем более в курене вы не увидите на столе семечек. Они только в глиняной «чашке». Причем, в одной лежат семечки целые, в другой – лушпайки.

Молодые казачки использовали манеру лузгания семечек, чтобы со стороны казаться занятыми, на чем-то сосредоточенными, не бросаться в глаза окружающим, когда специально поджидали своих любимых. На Дону считалось зазорным для девушки и женщины первой заговорить с мужчиной. Наличие семечек резко меняло ситуацию. Тут и начинался разговор. Надо отметить, что казак по природе своей, как и подобает человеку военному и серьезному, особым говоруном не был. Не зря на Дону тех, кто чрезмерно любил поговорить называли «бусарными» или «балиндрасами», и особой дружбы с ними не водили ни девушки, ни юноши.

Казачки-молодайки тоже считали за правило на люди выходить с семечками, которые ласково называли – «семашки». Молодые казачки гордо и независимо проходили по станице, щелкая семечки и думая о чем-то, о своем. На Дону бытовали казачьи «семашные посиделки», когда молодежь специально собиралась на праздники или «вечорки» погутарить, пообщаться, потанцевать. На таких «семашных посиделках» нередко казак обращался к девушке такими словами:

Разреши, хорошая, стать с тобою рядом.

Не гони, красавица, словом или взглядом.

Строгостью не забижай, семашками угощай.

Казачка отвечала:

      

Я с тобою поделюсь,

Семашек отведай.

Чем был занят весь денек,

Девушке поведай.

Молодые казачки умели вкусно приготовить семечки. Казачки и сегодня своеобразно готовят это лакомство. Семечки обязательно моют и сушат. Накаливают сковороду и легко смазывают маслом. Семечки жарят на сильном огне, сдабривая их сверху родниковой (или серебряной) водицей, часто подслащенной или подсоленной. Не случайно на Дону говорят - «Семачек отведай и хозяйку раскусишь: как живет, что жует, о чем жалеет, кем сердце болеет». 
И сегодня в станицах старожилы поговаривают: «Каков вкус семашек, таков и вкус женской доли». Отправляясь на свидание, молодки поджаривают семечки, подсаливают их и даже, порой, перчат. В шуточных песнях и частушках такой способ жарки семечек нередко называли «присушкой», хотя особо в это не верили.

 

IMG 3799

 В наши дни по-прежнему любят лузгать семена подсолнечника. Возрождению этого любимого донского лакомства способствуют многочисленные рекламные акции, которые проводят предприятия, производящие эту продукцию. В отличие от прежних бумажных кулечков, сейчас поджаренные семечки фасуют в яркие пакеты. Продаются даже почищенные семечки, в пластмассовых стаканчиках.

Нам еще многое предстоит изучить и переосмыслить, чтобы вернуть уважение к некогда значимой традиции лузгания семечек. 

Материал предоставила Полякова А.Н.,

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника