• 042.jpg
  • 033.jpg
  • 007.jpg
  • 029.jpg
  • 045.jpg
  • 016.jpg
  • 010.jpg
  • 032.jpg
  • 008.jpg
  • 015.jpg
  • 027.jpg
  • 034.jpg
  • 043.jpg
  • 041.jpg
  • 001.jpg
  • 004.jpg
  • 028.jpg
  • 017.jpg
  • 013.jpg
  • 036.jpg
  • 018.jpg
  • 035.jpg
  • 037.JPG
  • 040.jpg
  • 020.jpg
  • 014.jpg
  • 009.jpg
  • 005.jpg
  • 003.jpg
  • 006.jpg
  • 002.jpg
  • 044.jpg
  • 012.jpg
  • 019.jpg
  • 038.jpg
Логотип

С древнейших времен повседневная жизнь человека ограничена запретами, суевериями и приметами. Когда старшее поколение говорит, что нельзя смотреть на церемонию похорон из окна, нельзя качать ногой, сидя за столом, то у молодых людей возникает вопрос: «Почему?».

 В древних запретах прослеживается опыт наших предков, в контексте существования  потустороннего мира.

Особо строгие элементы запретов встречаются на Дону в родильной обрядности, связанной с матерью и ребенком. Эти запреты имеют обережные и предупреждающие цели. 

Беременной запрещалось садиться на пустое ведро, иначе может случиться выкидыш. Запрет основан на сравнении пустого ведра и пустого чрева. Нельзя переступать через коромысло, «при родах ребенок поперек пойдет», здесь кривая линия коромысла наводит  на мысль об отрицательном воздействии на женщину. 

 

13

Фото И. Болдырева.

Запрещалось перешагивать беременной через лежащие поперёк палку, дрова, дерево. Это могло привести к неправильному расположению плода при родах. Если по неосторожности  она все же перешагнула, должна тут же шагнуть назад. 

Часто содержание и смысл запретов построены на логической взаимосвязи  «беременной нельзя стричь волосы, её жизнь и счастье ребенка укорачиваются». Волосы символизируют сохранение силы и энергии человека в себе, являются сакральной частью тела, длина волос сравнивается с длиной жизни, счастья. Именно поэтому, по рассказам станичников, «волосы никогда не выбрасывали в мусор и не сжигали, а собирали в наволочку, которую после смерти клали в гроб».

«Тяжелым», так называли в старину беременных женщин, запрещалось прясть шерсть и вязать, иначе «пупок замотается на шею ребенка». Вязание, пряжа и нитки ассоциируются с путаницей, беспорядком. Жизненные, бытовые  ситуации фольклоризуются и приобретают символический смысл. 

Запрещалось обижать беременным животных, кошек, собак, так как боялись проклятия животных, отчего ребенок мог родиться больным или инвалидом.

Из пожелания долгой жизни ребёнку широко распространился  совет-запрет - «нерожденному дитя нельзя заранее покупать одежду». 

Эти обряды сопровождали появление ребенка на свет, символизировали его принятие в семью и общину, помогали очиститься, защититься от влияния недобрых сил. 

12

Следует отметить, что большое количество предрассудков и суеверий, связаны с действиями, направленными на рождение сына, поскольку в среде донцов это имело особую ценность. На свет рождался казак, продолжатель рода, будущий воин и владелец земельного пая. "Казачьему роду - нет переводу!" - гордо говорили казаки, имевшие сыновей. С этой целью над кроватью донцы вешали ружье и саблю, а также нередко вместо подушки клали седло, или под подушку подкладывали счастливую пулю. Казачки стойко претерпевали эти неудобства ради появления наследника. 

Когда же женщина готовилась рожать, то в доме отворяли все двери. Но уже родившегося  младенца  тщательно берегли от "сглазу" (от недоброго взгляда, наведения порчи и т. п.).

Чтобы уберечь ребенка от сглаза и порчи, мать не должна была до 40 дней выносить его на улицу, показывать чужим людям. В народе говорили:«Новорожденного до 40 дней нельзя никому показывать, а то сглазят». В этот промежуток времени мать дитя живут между двух миров (тем светом и этим).

Многие запреты направлены для сохранения здоровья ребенка: «младенец не должен смотреть в зеркала, потому что он может, испугавшись, долго не разговаривать, стать заикой или немым», «нельзя ударять ребенка метлой, а не то он заболеет». 

В некоторых запретах отражается символ пустоты: «Нельзя качать пустую колыбель, а то ребенок будет плаксивым», «не качай пустую колыбель, а то черта качаешь».

Не разрешалось смотреть на спящего в люльке младенца со стороны изголовья. Выстиранную одежду ребенка нельзя оставлять сушиться на ночь на улице, не то ребенок станет калекой. 

Перед младенцем у изголовья до совершения над ним таинства крещения горела восковая свеча для защиты от злого духа. Во время обряда крещения в купель бросали шарик из воска с волосами малыша: потонет шарик - ребенок умрет, будет плавать - проживет долго. 

Крестные отец и мать незаконнорожденного малютки обязательно при крещении перевязывали себя уздою, поскольку она символизировала некую нравственную силу. Вероятно, такая перевязь должна была уберечь ребенка в будущем от неблаговидных поступков, а его крестных родителей защитить от "дурного" влияния роженицы и божьего гнева за участие в акте крещения внебрачного дитя. 

Для сохранения новорожденного в пятницу не заваривали в доме квас, а то, как считали казаки, дьявол будет купать в нем малыша. Матери запрещалось ругать своего ребенка непотребными (неприличными) словами и проклинать, иначе он обратится в "нечистого" и исчезнет.

У низовых казаков существовал обычай размывания руки - выражения повитухе благодарность за благополучный исход при разрешении от бремени через 6 недель после родов. Ей дарили  платок, а она этим платком вытирала руки. Тем самым, видимо, подчеркивались окончательное "вхождение в жизнь" младенца, "легкость" руки, благородство помыслов повитухи, смывание ею греха первородности. 

111

Конечно, народные приметы и суеверия нельзя считать исключительно верными объяснениями происходящего в жизни, к ним нужно относиться с толикой разума. Однако какие-то из них действительно имеют под собой почву и  есть смысл прислушаться к советам старших.

 Материал предоставила Полякова А.Н.,

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника