• 029.jpg
  • 032.jpg
  • 002.jpg
  • 036.jpg
  • 041.jpg
  • 001.jpg
  • 008.jpg
  • 006.jpg
  • 027.jpg
  • 013.jpg
  • 003.jpg
  • 028.jpg
  • 004.jpg
  • 044.jpg
  • 019.jpg
  • 005.jpg
  • 007.jpg
  • 034.jpg
  • 037.JPG
  • 045.jpg
  • 012.jpg
  • 018.jpg
  • 038.jpg
  • 015.jpg
  • 016.jpg
  • 014.jpg
  • 020.jpg
  • 035.jpg
  • 043.jpg
  • 010.jpg
  • 042.jpg
  • 017.jpg
  • 033.jpg
  • 040.jpg
  • 009.jpg
Логотип

При станичном табуне конь гулял на воле..

Эх, кони! Донские кони!

Как обидно бывает до боли...

На железо мы вас променяли,

Преданность вашу мы растоптали.

А были ведь времена...

 

 

Донская (или Казачья степная) лошадь - одна из старейших отечественных заводских пород. По своей самобытности и значимости для коневодства России она стоит в одном ряду с орловским рысаком. Но если орловский рысак был создан в сравнительно короткий промежуток времени и на основе почти исключительно завозного материала, то у донской породы глубокие российские корни, и совершенствовалась она веками. Далеко не сразу дончак из простого аборигена-степняка превратился в крупную и нарядную кавалерийскую лошадь.

Истоки донской породы - на юге и юго-востоке России. По южнорусским степям, простиравшимся от Днепра до Волги и дальше на восток, издревле перекатывались волны кочевых племен и народов, а с ними табуны лошадей и стада скота. С XI по XV века в этих степях кочевали половцы, или кипчаки, выходцы из Средней Азии. В XIII веке в кипчакские степи вторглись орды Чингисхана. В дальнейшем татары смешались с половцами и практически стали одним народом; по имени своего правителя хана Ногая они стали называться ногайцами. Лошади ногайских татар монгольского корня смешались с половецкими, а затем испытали на себе воздействие восточной крови. Ногайские лошади были хорошо известны в Московском государстве: они попадали даже в царские конюшни. Ногайская лошадь и стала прародительницей казачьей лошади далекого прошлого.

 

История донской породы тесно связана с историей донского казачества. Первые упоминания о казаках относятся к XV веку. Триста лет спустя в русской армии сражались уже десятки тысяч казаков. Дальние военные походы, постоянные стычки с кочевниками, сидевшими на быстрых степных скакунах, - такова была их беспокойная жизнь, в которой всюду сопровождал казака добрый конь, преданный, «ветроногий», неутомимый друг.

 

2

Донская порода на протяжении своей истории испытала на себе влияние многих пород. Хорошо заметна в дончаке восточная кровь: персидских, турецких, карабахских лошадей казаки приводили из походов. Восточные породы наложили на донскую лошадь свою «золотую печать» - яркий золотистый оттенок масти - и придали ей своеобразие и нарядность. С середины XIX века на Дон стали поступать лошади отечественных верховых пород: орловской верховой, орлово-ростопчинской, стрелецкой. В этот период старая донская лошадь, еще тяготевшая к степным предкам, все больше превращалась в породу заводского качества. В XIX-XX веках оставили глубокий след в донской породе чистокровные лошади. Однако довольно суровые условия содержания и жесткие требования к казачьему, а позднее ремонтному коню способствовали формированию в породе исключительной однотипности.

3

 

В станицах по правому берегу Дона сложилась своеобразная форма ведения коневодства. Основой ее были конно-плодовые табуны, в которые кобылы и молодняк, принадлежавшие отдельным казакам, сводились для совместного содержания и воспроизводства. Со второй половины XVIII столетия началось освоение богатых левобережных степных просторов - Задонья. Первый конный завод в Задонье основал в 70-х годах XVIII века атаман Платов. После организации атаманом М.И. Платовым своего конного завода, иметь конный завод на левом берегу Дона считалось престижным. Примеру Платова последовало богатое родовитое казачество. В Задонье один за другим конные заводы организуют: П.П. Янов с 1776 г., И.М. Сериков с 1777 г., А.В. Иловайский с 1778 г., Н.В. Иловайский с 1780 г., М.М. Кузнецов с 1780 г., М.Ф. Калашников с 1794 г., Ф.Н. Поляков с 1795 г., Д.Е Кутейников с 1794 г.,.П. Янов с 1776 г.

Для развития донского коневодства значение появление конных заводов трудно переоценить. Во-первых, шло постоянное улучшение породного состава лошадей, во-вторых, совершенствовалась технология конеразведения. Завод В.Д. Иловайского был самым крупным в Задонье. В отдельные годы численность лошадей доходила почти до 5 тыс. голов. В 1848 г. у него было 4994 лошади, но после тяжелой снежной зимы поголовье сократилось почти в 2 раза. Спустя 10 лет к 1858 г. количество лошадей дошло до 4870 голов. В дальнейшем поголовье лошадей в заводе В.Д. Иловайского и его вдовы Новиковой значительно сократилось, тем не менее, оставаясь одним из самых крупных в Задонских степях, в 1863 г. в нем насчитывалось 900 маток. В.Д. Иловайский был большим почитателем восточных персидских лошадей.

 

5

Существуют воспоминания, что из персидского  похода Иловайский привел персидского жеребца из Ардебиля. Этого жеребца он долго торговал у местного хана, а когда тот отказался продать любимую лошадь, казаки отбили жеребца силой, сделав подарок любимому атаману Благодаря коннозаводческой деятельности В.Д. Иловайского донская лошадь приобрела свойственную персидским лошадям благородство, нарядность, неповторимый золотистый оттенок масти. От персидских и карабахских лошадей донская порода унаследовала, разумеется, не только масть. Они передавали красоту и элегантность внешних форм, свободные производительные движения и в то же время не теряли приспособленности к степным условиям содержания. Эти качества способствовали очень быстрому распространению лошадей с восточной кровью в задонских конных заводах. У Иловайского были не только персидские табуны. За большие деньги В.Д. Иловайский покупал чистокровных жеребцов в известных российских конных, заводах. В донских степях, не было завода, где не использовались бы жеребцы, рожденные в заводе Иловайского. В.Д. Иловайский первый ввел в своем заводе заводские книги. Продолжала вести заводские книги и его вдова Новикова, а в дальнейшем и князь Меньшиков, который приобрел часть завода Иловайского.
 4

В опубликованном в 1878 году «Списке частных конских заводов» Область Донского Войска занимала особое место: на ее территории находилось около половины верховых заводов Российской империи. Она была основным поставщиком верховой лошади на российском рынке. Самые крупные заводы располагались в Задонье, общее количество маток в них достигало 20 тысяч голов. Основными владельцами конных заводов в тот период были офицеры Донского Войска. Простые казаки содержали своих лошадей в плодовых табунах, насчитывавших в тот период 14,5 тысяч кобыл. Задонские коннозаводчики с успехом продемонстрировали ценные качества своих лошадей на Всероссийской конской выставке в Москве в 1910 году. Донская порода была признана таким же национальным достоянием, как и орловский рысак. Перед первой мировой войной задонское коннозаводство было основным поставщиком лошадей для регулярной кавалерии: дончаками комплектовалось около 40% ее конского состава.

Но не все так радужно складывалось на поприще разведения Дончаков. Эта порода лошадей претерпела много изменений, были взлеты и падения, но это уже другая история…

Материал подготовила научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Визинская Л.В.