• 032.jpg
  • 044.jpg
  • 017.jpg
  • 010.jpg
  • 002.jpg
  • 035.jpg
  • 019.jpg
  • 042.jpg
  • 033.jpg
  • 005.jpg
  • 028.jpg
  • 012.jpg
  • 013.jpg
  • 041.jpg
  • 020.jpg
  • 006.jpg
  • 027.jpg
  • 043.jpg
  • 018.jpg
  • 007.jpg
  • 036.jpg
  • 004.jpg
  • 016.jpg
  • 038.jpg
  • 045.jpg
  • 003.jpg
  • 040.jpg
  • 029.jpg
  • 037.JPG
  • 001.jpg
  • 009.jpg
  • 034.jpg
  • 014.jpg
  • 008.jpg
  • 015.jpg
Логотип

Донской край! Славен он не только легендами и былинами казачьих подвигов, но и неповторимым своеобразием станиц и хуторов! Высокие резные курени и хаты-мазанки - это часть удивительной культуры Донского края! Мастера - умельцы с безграничной любовью, на протяжении веков создавали неповторимый колорит внешнего и внутреннего убранства донского жилища. Посетив однажды казачий курень, навсегда останешься завороженный этим настроением праздника, ощущение которого навевают шедевры донских мастеров. Всё до мелочей удобно, практично, красиво и опрятно! Это и мебель в курене, и цветы на подоконниках, начищенная до яркого блеска посуда, множество накрахмаленных скатертей и кипельно-белых салфеток, ковры на стенах и красиво убранная постель с горкой белоснежных подушек. Традиции ведения хозяйства и уюта жилища у казачек трепетно создавались столетиями.

4e589c2173ef8

Одна из таких традиций ярко проявляется в оформление кроватей. Главная особенность – это подушки, которых было очень много. И сегодня на одних подушках мы спим, другими украшаем интерьер, а с помощью третьих лечимся. Конечно, основная роль подушки – служить постельной принадлежностью. Слово «подушка» произошло от русского слова «ухо». И где ж ей быть, как не на кровати?

Раньше подушками пользовались только очень состоятельные люди. Вышитые подушки на Руси всегда были частью приданого молодой девушки. Пуховые и перьевые подушки считались роскошью, бедные люди набивали подушки сеном и конским волосом. Древнерусские воины в поход брали подушки, набитые крупами или овсом. Крупы они использовали для себя, а овес - на корм лошадям.

В настоящее время критерии богатства и достатка очень сильно изменились. Живя в казачьей станице и вспоминая своё детство, я считала вполне обычной такую расстановку вещей, как, например, горку из подушек на пышной кровати. На кровати нельзя было не только баловаться, но даже и садится на край, когда она «убрана». До сих пор у пожилых казачек в станице Старочеркасской подушки складывают горкой одна на другую. Часто получалось высокое сооружение. Поверх подушек накидывали тюлевый красивый отрез. Иногда это мог быть отрез белой легкой ткани с вышивкой.

4e589c2173ef8b

У городских людей ещё в советское время горка из подушек всегда вызывала легкое недоумение и удивление. Не понимали этот донской обряд и иногородние. Многие и сейчас считают, что это традиция связана с каким-то загадочным ритуалом. Но ничего магического в этом нет! На самом деле, это твердо закрепившая привычка в порядке и красоте интерьера. Для того, чтобы показать определенный уровень благосостояния семьи, подушки выкладывались на самое видное место и заботливо накрывались красивой тканевой накидкой. 

Спальные места на Дону всегда выглядели красиво и необычно. Донскую постель всегда украшала горка вышитых подушек разного размера. Наволочки у казачек верховых станиц были вышиты неповторимым рисунком яркими нитями. Существует еще одна традиция – полотно для постельного белья станичницы и хуторянки выбирали только белое, и кружева к нему вязали тоже только белые. В станице Старочеркасской мастерицы – «додельницы» для украшения наволочек вязали широкое кружево из тонких хлопчатобумажных нитей. Рисунок кружева у каждой мастерицы был свой. Это могла быть очень мелкая паутинка или крупный ажурный рисунок из цветочных фрагментов, соединенных в районе лепестков.

10496803243809454

Каждая, уважающая себя, казачка всегда гордилась своей спальней и постельным бельем, которое сама изготовляла. При этом, всегда вышивала, ткала и вязала хозяйка с удовольствием, под песню, с радостью и любовью, чтобы сон любимых, супруга, детей и родителей, был спокойным и сладким. На Дону в старину существовала еще одна интересная традиция, предоставляющая право спать в постели только женатым мужчинам.

Постепенно исчезают вековые устои с демонстрацией подушек даже в сельской местности. Подушки по-своему предназначению носили и разные причудливые названия: «Надька», «галдарейные», «горницкие», «думки» и гостевые подушки.   

Интересный казачий свадебный обычай, связанный с приданым невесты и непосредственно с подушками, существовал на Дону еще с XVIII века. Известный этнограф Астапенко Г.Д. очень интересно рассказывает о традиционном празднике «Подушки» в своей книге «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков ХVII – ХХ веков».   

Накануне свадьбы родственники жениха и друзья смотрели приданое невесты и устраивали девичник. Обычно это было за два дня до свадьбы. Эта традиция была оформлена в настоящий праздник, который называли – «подушки». В доме невесты собирались подруги и жених с молодежью в комнате, где находилось приданое невесты: богатая постель и множество платьев в сундуках. Сухоруков В.Д. в своей работе «Общежитие донских казаков в ХVIII – ХIХ столетиях» описывает этот обряд так: «Чиберки (швеи) предлагали садиться жениху и невесте на подушки и подносили жениху стакан меду, который он выпивал в несколько приемов, целуя невесту и приговаривая: «Мед горек, надобно подсластить». Выпив мед, жених клал деньги на поднос чиберки. Затем на подушки садились молодые люди по очереди. Молодой человек приглашал себе в соседки девушку, которая ему больше нравилась. Он также пил мед и целовал свою избранницу, платил подносчицам деньги. Как только парень выпивал мед, подносчицы бросали в сидящую пару подушками, приговаривая: «Раса сага басен», что в переводе с татарского означало: «И вам того же желаем».

PHOTO78

В ХIХ веке «подушки» праздновали уже проще. Родные жениха брали каравай и отправлялись за приданым в дом невесты. Главное участие в этой праздничной процессии обязательно принимали свахи и друг жениха. Отец невесты встречал гостей и приглашал их в дом. Свахи со стороны жениха и невесты подносили родителям невесты каравай и вино, за что свах одаривали деньгами. Начиналось застолье, после которого мать невесты благословляла и отдавала приданое в руки своих новых родственников. Приданое в дом жениха несли с песнями и в сопровождении собравшихся «зевак». Впереди процессии шла подруга невесты и несла особую подушку, которую в станице называют «надька».  Из-за того кому нести «надьку», часто бывали между подружками споры и борьба. Эта «надька», по словам информантов, всегда была средней величины, нарядная, обильно украшенная красивой отделкой - лентами, цветами, яркой тесьмой, даже аппликацией. Этой подушке отводилась особая роль в жизни будущей семьи и предстоящей свадьбы. «Надька» — первая подушка в семье была символом чистоты невесты и счастливого будущего молодой семьи. Такая подушка была показателем умелицы – невесты (соткать и отбелить полотно, раскроить, собрать и украсить готовую вещь).

В XXI веке праздник «подушки» уже потерял свой первозданный колорит, но в станицах и хуторах сохраняется традиция смотрин приданого невесты, этот праздник сегодня носит веселый характер. На смену «надьке» приходят мягкие подушечки в виде животных (кисок, мышек, собачек, тигрят и т.д.).

Красивыми и неповторимыми на Дону являются маленькие подушки - «думки».  Это самые любимые подушки из детства.  «Думки», вышитые крестом, гладью, ришелье, грудой лежали на диванах, сундуках и на кровати.

post789

На Руси подушки-думки появились ещё в допетровские времена. Некоторые историки выдвигают версию, что моду на этот предмет интерьера завезли казаки. С походов «за зипунами» они привозили не только добычу, но и жён турчанок, привыкших к гаремной жизни и её роскоши на персидских коврах в окружении парчовых и бархатных атаманок и подушек. Именно эти жёны способствовали проникновению восточной культуры на Дон. Многие коренные жители объясняют подобное убранство интерьера гораздо прозаичнее! Просто для удобства подкладывали «думки» под спину, ноги, меж телом и холодной стеной, когда рукодельничали у окна днём или долгими зимними вечерами.

rrger45

Подушечки «думки» и сейчас украшают спальни. Их не принято давать гостям для отдыха. Казаки и казачки «любят думку думать», положив такую подушку на ладошку под ушко, щечку.  В каждой станице и хуторе есть свои традиции украшения подушек. Раздорские мастерицы украшают такие подушки вышивкой; мелиховские и коныгинские мастерицы предпочитают кружева, а умелицы станицы Старочеркасской украшают яркими оборками из лент и кружев, пухляковские мастерицы украшают думки аппликацией. Иногда «думки» набивали ароматными травами. Очень часто эти травы имели резкий запах, чтоб не заснуть во время занятий рукоделием: можжевельник, крапива, вереск, шалфей, пижма, полынь, тысячелистник, тимьян, мирт, эвкалипт, базилик, розмарин, кинза. В отличие от «думок», гостевые подушки принесли славу донскому краю, как гостеприимной земле. По всему куреню были разложены такие подушки. Хозяйка-казачка раскладывала их для гостей вдоль спинки дивана на закрытом балконе – галдарее. И название они получили – «галдарейные». Такие подушки служили для отдыха в летнее жаркое время. Галдарейные подушки делали небольшого размера из плотного цветного материала. Могли они быть и плоские, чтобы положить под ноги или под спину. Гостевые подушки делали и больших размеров, их хорошо набивали пухом. Такие подушки специально раскладывали в зале для гостей. Отсюда и их название – «горницкие».

В отличие от предыдущих, эти подушки делали исключительно из белого полотна, с нарядной яркой вышивкой. Казачки складывали их горками - от маленькой, сверху, до большой, снизу. На такой подушке можно было восседать за столом, сладко “кимарить”, подложив с обеих сторон под бока.

Что особенного в таком простом предмете, как подушка! А как много важного и интересного связано в жизни донского казака с обычной подушкой. Донская казачья подушка отличается от подушек других народов размером, формой, украшением, а главное — символическим назначением и местом в доме и в самой семье. Со временем стирается память поколений, уходят в прошлое традиции. Человечество в XXI веке более чем когда поставлено перед проблемой сохранения и возрождения исконных традиций донского этноса, прошедшего долгий и сложный путь своего становления.

Материал подготовила зав. культурно-образовательным отделом 

ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник» Полякова А.Н.