• 003.jpg
  • 005.jpg
  • 037.JPG
  • 001.jpg
  • 014.jpg
  • 012.jpg
  • 027.jpg
  • 032.jpg
  • 035.jpg
  • 020.jpg
  • 042.jpg
  • 009.jpg
  • 016.jpg
  • 015.jpg
  • 008.jpg
  • 040.jpg
  • 045.jpg
  • 007.jpg
  • 006.jpg
  • 004.jpg
  • 018.jpg
  • 010.jpg
  • 034.jpg
  • 041.jpg
  • 029.jpg
  • 002.jpg
  • 017.jpg
  • 043.jpg
  • 013.jpg
  • 033.jpg
  • 038.jpg
  • 019.jpg
  • 028.jpg
  • 044.jpg
  • 036.jpg
Логотип

Гармонь, гармошка, а вернее, гармоника, наверное, больше всех ассоциируется с народной музыкой. Музыка всегда олицетворяла жизнь русского народа и во все времена слушалась с особым удовольствием. Гармонь по праву во всем мире ассоциируют с Россией. Действительно, нашу страну невозможно представить без этого народного инструмента. Понятие «народный» значит любимый. Народная музыка и песни исцеляли души людей.  Под гармонь совершались все жизненные события русского человека. В трудные минуты она поднимала дух и вселяла надежду. Ни одно семейное событие или праздничное народное гулянье не обходились без гармошки. Во все времена пользовались авторитетом и были востребованы на гуляниях люди, которые могли сочинять и петь песни, играть на инструментах. Русская гармонь - верная подруга и спутница таких творческих личностей. Народные любители этого инструмента мелодию подбирали на слух. Она переходила от одного музыканта к другому.

Гармонь, по мнению исследователей-этномузыкологов, является прародителем баяна. Об этом следует задуматься и оглянуться в прошлые века. История и дата появления гармоники не имеет однозначного ответа исследователей. Появление гармоник в России датируется началом 40-х годов XIX в. 

Существует версия, что гармонь была привезена в Россию из Германии. Состоятельные горожане покупали ручные гармоники за границей, а через крепостных, гармоники мигрировали и стали популярными в деревнях.  Но это всего лишь версия, т.к. гармошки существовали еще в XVIII-XIX веках и в Германии, и в Италии, и в Австрии, и во Франции, и даже в Англии. В современном виде гармошка появилась в России в Санкт-Петербурге. Её создатель – чешский инженер Франтишек Киршник  проживал тогда в России.  Своему  инструменту он дал чешское название - гармоника и  продемонстрировал его в 1783 году. Официальное название инструмента – гармонь, позже стали называть «гармошка». Российское производство звонкоголосого музыкального инструмента зародилось в известном городе самоваров - Туле. В 1820 году оружейник Тимофей Воронцов  сделал первые попытки создания  простой  ручной  гармоники в подвале своей самоварной фабрики. Так появилась «Вольно-оружейничья гармонная фабрика» — первая в России.                                           

Спустя 10 лет на нижегородской ярмарке тульский оружейник Иван Сизов услышал звуки невиданного инструмента. За сорок рублей, Сизов сторговал у заморского купца «диковинную штуку». Привезя домой — в Чулкову слободу на окраине Тулы — мастер сначала скопировал образец - пятиклапанную гармошку, а затем дошло дело и до массового производства. Это был 1830 год. Так и возникла первая русская тульская гармонь. Научились делать гармошки и в других городах.                                                                                                   

К середине XIX в. кустарное производство гармоник получило широкое распространение в Тульской, Новгородской, Вологодской и Вятской губерниях. Причём в каждом местности старались, чтобы русская гармонь имела свою индивидуальность. Для этого украшали её всевозможными способами. По декору на инструменте можно было с точностью определить,  где изготовлена гармошка. Подкупила гармошка  своим  звучным голосом, простотой обучения игре, своими «небольшими» размерами и, самое главное, невысокая цена, доступная  простым людям. Изначально гармошка  была простая однорядная, со временем инструмент усложнялся и стал двухрядным. В 1878 году по заказу известного гармониста и педагога Николая Белобородова, «гармонных дел мастером», Геннадием Чулковым двухрядной венской гармонике  были добавлены колоритные басы. Вместе с отцом и пятью братьями в семейной мастерской Чулков разработал механизм, который открывает при нажатии на кнопки басов не только басовые клапаны, но и аккордовый ряд. Изобретение было запатентовано и до сих пор используется на всех «венских гармониках». Расширил звуковую палитру хроматический ряд, добавив к основным семи нотам полутона.         

 На Международной торговой выставке в Париже в 1900 году двух- и трехрядные гармоники туляков — братьев Киселевых получили высшие награды. Тульские гармошки очаровали Европу своим неповторимым камерным звучанием. Украшены музыкальные инструменты были слоновой костью, кожей, перламутром, затейливой вязью латунной инкрустации. Гармошка в России стала настоящим произведением музыкального искусства. На ней, несмотря на простоту, виртуозы - гармонисты исполняли даже классические произведения, не говоря, об известных народных и эстрадных песнях! С русской гармонью связаны миллионы людских судеб нашей страны. Огромный вклад внесла гармонь в победу в Великой Отечественной войне 1941-1945. Гармошка была «звездой» военной эстрады. Производство гармошек не останавливалось и годы войны, тульские мастера поначалу приостановили выпуск инструментов, решив, что не до музыки. Но с фронта буквально требовали гармошки: «Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!». В 1941 году на фронт было отправлено 12000  этих музыкальных инструментов, для поднятия боевого духа бойцов. Русская песня под гармошку поднимала из глубины человеческой души такие силы, что начисто гасло чувство страха! «Гармонь была как сто дивизий, что победила ад и смерть!», — писал в своей знаменитой поэме «Василий Теркин» Александр Твардовский. В послевоенные годы гармошка помогала поднимать страну, ее участие в освоении целины запечатлено в песнях и многочисленных художественных фильмах.                       

На Дону, так же как и по всей России, гармошка пользовалась большой популярностью! В 20-х годах XX века на Дону была налажена государственная промышленность по производству музыкальных инструментов. Особенно плодотворной была вторая половина 20-х годов. Повсеместно проводились конкурсы гармонистов и баянистов. Конкурсы способствовали улучшению репертуара, инструментария и выявлению наиболее талантливых музыкантов, которых жюри рекомендовало для учебы в музыкальные заведения. В это время на Дону также как и по всей стране открываются отделения народных инструментов в музыкальных школах и техникумах, налаживается выпуск более совершенной конструкции гармоники баяна. Донские казаки – военные люди по своему общественному статусу, но и очень песенный и богатый духовной культурой народ. Казаки в праздничные, престольные и семейные торжества много играли песен аккапельно и в сопровождении народных музыкальных инструментов. Создали донские казаки и особый инструментальный ансамбль, в который к лидирующей гармонике, а позже – баяну добавили большой барабан с тарелкой. По данным, информантов станицы Старочеркасской, на большую свадьбу ходили сразу два гармониста. Один играл на гармонике, другой в это время бил в барабан и тарелки, потом они менялись инструментами. В репертуаре свадебных гармонистов в середине ХХ века были краковяк, вальсы, танго, фокстроты, разные полечки (полька простая, полька-бабочка, полька-ойра, полька на троих). В станице Старочеркасской было несколько гармонистов которые были нарасхват, особенно в осенний период свадеб.  Традиция свадеб под гармошку постепенно ушла в прошлое. Но, слава богу, живы еще мастера, которые умеют играть на гармошке. И сто лет назад, и сегодня. Где гармошка - там веселье и задор.  Ни один фольклорный фестиваль без гармошки не обходится.

К сожалению, приобрести гармошку сейчас можно лишь за большие деньги у коллекционеров. Но есть еще музеи, которые свято хранят предметы истории и культуры нашей родины. В коллекции Старочеркасского музея-заповедника насчитывается 5 гармоней. Из них 3 гармошки – тульские. Каждая музейная гармонь уникальна в своём роде, особенна и неповторима. Приобретены гармошки в дар от местных жителей. Интересна история гармошки марки «Изяслав». Её подарила местная жительница, а ей она досталась от мужа, который в 50-е годы XX века работал гармонистом в местном клубе. Эта гармонь даже воевала на фронте.  За каждой стоит своя история.

Несмотря на то, что на многочисленных телепередачах и музыкальных звучит музыка легкого жанра, любители народной музыки, благодаря интернету, могут наслаждаться звучанием гармони в разных уголках страны. Гармонь жива! На различных Интернет-ресурсах появилось большое количество любительских съёмок исполнителей на гармони и баяне. Очень радует, когда достаточно взрослые исполнители обучают мастерству молотых ребят.     

Я надеюсь, что интерес к народному творчеству, и в частности к гармошке будет расти!  И звонкий голос гармошки никогда не умолкнет! 

1

 Гармонь 40-50 г.г. XX века из фондов Старочеркасского музея

 

2

Коллекция музыкальных инструментов Прошкина А.М.

3

 

Экспонат из фондов Старочеркасского музея

Материал подготовила научный сотрудник ГБУК РО 

«Старочеркасский музей-заповедник» Хорошко А.В.