• 004.jpg
  • 006.jpg
  • 042.jpg
  • 044.jpg
  • 012.jpg
  • 036.jpg
  • 016.jpg
  • 013.jpg
  • 001.jpg
  • 038.jpg
  • 008.jpg
  • 037.JPG
  • 020.jpg
  • 029.jpg
  • 005.jpg
  • 032.jpg
  • 041.jpg
  • 002.jpg
  • 007.jpg
  • 009.jpg
  • 015.jpg
  • 034.jpg
  • 028.jpg
  • 010.jpg
  • 003.jpg
  • 017.jpg
  • 045.jpg
  • 043.jpg
  • 035.jpg
  • 019.jpg
  • 018.jpg
  • 027.jpg
  • 014.jpg
  • 033.jpg
  • 040.jpg
Логотип

 

1

Длинные, красивые волосы издревле считались главным украшением русской женщины.

От природы они были светлые: цвета пепла, льна или меда. Сначала носили распущенные волосы, а чтобы они не падали на глаза, держали пряди обручем из луба или бересты; для украшения перевязывали лентой.

 

2

 

Косы появились намного позже. Может показаться, что коса является самой простой и неприхотливой прической. На самом деле, согласно преданиям, волосы имели мистически важное символическое значение. Наши далекие предки верили, что в волосах обитает душа, через них происходит связь с высшим миром, и с помощью кос обращались за помощью к богам, отгоняли злых духов. Во времена печенегов и половцев, муж мог взять девическую косу жены, как оберег от несчастий и сглаза, с собой в сражение. В свою очередь, враги славянских поселений, помимо грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

 

3

 

Существует множество поверий, связанных с волосами: открытые волосы вели к неурожаю, падежу скота, могли принести несчастье мужу. Ходить с непокрытой головой считалось грехом и позором. Обрезанные и вычесанные волосысокровенно хранили, чтобы потом зашить вподушку  для погребения. 

Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы сжечь. Даже если ими не воспользуются со злым умыслом, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы. Ложась  спать,  волосы  расчёсывали  и  заплетали,  чтобы  ими  не  играл домовой.  Волосы было принято обстригать  на  растущей  луне.  Нельзя было стричь ребенка  до  года и стричься беременным  женщинам.

 

4

 

В православии при крещении, а также при посвящении в монашество, есть обряд пострижения. Эта религиозная церемония сопоставляет отказ от волос с отказом от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. Коса  считалась  символом  благополучия и  бесконечности  рода.  Крылатая фраза "коса — девичья краса" отражает буквальный смысл: девушка, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. Девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

 

5

 

На Дону существовал обычай, праздновать «первый шаг» девочки. Гости дарили гребешок «на косочку», ленточки «на первый бантик», платочек - ходить в церковь. С детства приучали правильно  ухаживать за волосами,  обязательно  пользоваться  костяным  или  деревянным  гребешком.  Коса была главным способом держать волосы в порядке, как для девочек, так и для женщин, и для старух. Ходить с распущенными волосами и лохматой головой считалось зазорным. По  состоянию  волос  судили  о  трудолюбии  и  воспитании  девушки. Мыли донские казачки головы щелоком, применяли различные  отвары,  настои  на  целебных  травах,  делали  мази  и  мыли  волосы  яичным  желтком, кислым молоком  и  сывороткой. Чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется "косица", мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза... Любили казачки ополаскивать волосы чистой дождевой водой! От нее волосы становились шелковистыми и легкими при расчесывании. Как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей.

 

6

 

Наши предки считали, что косичка наполняет женщину силой, поэтому ее плели строго вниз по направлению позвоночника. С помощью кос показывали семейный и социальный статус казачки. Если девушка носила одну косу, это означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье». Как только у нее появлялся жених и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины. Для остальных ухажеров это был сигнал, что девушка уже занята. Да и косу девице оставалось носить совсем недолго.

 

7

 

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической, как с символом беззаботного девичества, которое оплакивалось в обрядовых песнях. До наших дней дошли свадебные попевки станицы Старочеркасской , в которых есть такие слова: «Не хочу я у маменьки жить, жить В одну косу носить, Хочу ее раздвоити, Подружечек взвеселити» Донской фольклор богат и пословицами на данную тему, например: 

 

  • Не успеет стриженая девка косы заплести. 
  • Как ни заплетай косу, девка, не миновать, что расплетать. 
  • Подруги косу плетут на часок, а сваха навек. 
  • За косу выкуп, а смотрины даром (свадебн. обычай). 
  • Расплетайся, трубчата коса, рассыпайтесь, русы волосы! 
  • Не расплетайте косы до вечерней росы: суженый придет, сам расплетет. 

 

8

 

9

 

10

 

Практически каждая традиционная казачья свадьба сопровождалась интересным обрядом расплетания невесте девичьей косы. Обряд этот имеет символическое значение перехода девушки в статус замужней женщины. В разных регионах именовали его по-своему и проводили по-особенному, но во всех случаях заключался он в распускании девичьей косы и одевании женского головного убора. Последний раз девичью косу невесте в донских станицах заплетали в день венчания после благословления родителей. Невесте - сироте косу наоборот расплетали, и к венцу она шла простоволосой. После венчания в доме жениха свашки закрывали новобрачных большим платком от глаз присутствующих, и также скрывшись за ним, распускали невесте девичью косу. Волосы разделяли надвое и каждую прядь заплетали в три косички «навынторот» (то есть наоборот, после венца плести «наверх» нельзя). В каждую косичку вплетали «коснички» и укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но жизнь новобрачной становилась после свадьбы лишь труднее: она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

 

11

 

Этот обряд в станицах и хуторах Дона немного видоизменялся, приобретал какие-то дополнения, но суть его оставалась неизменна. Старожилки станицы Старочеркасской вспоминают, что их мамы и бабушки рассказывали о том, как иногда этот обряд совершался в соборе, сразу после венчания. Свашки переплетали девичью косу надвое, укладывали и покрывали повойником. Поверх надевали опять фату, если такова была, и свадебный венок. Покрытая голова – документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.  Прическу покрывали маленькой полотняной шапочкой (“повойником”), чтобы посторонние мужчины не могли увидеть волос. По форме они напоминали маленькие шапочки или же чепчики. Шились они изо льна, полотна. Обряд этот назывался «повивание».

 

12

 

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу — существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь. А может быть просто припугивали молодых девушек этой приметой. Потому что не все девушки желали менять прическу и терять свою свободу. Платок на голове женщины укрывал ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и нравственности. Сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью. Худшим оскорблением было обрезание косы. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Сегодня прическа не отражает чей либо социальный статус — каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

Современная действительность и ритм жизни диктуют свои правила: все чаще встречаются  женщины  с  короткими  стрижками.  Короткие волосы не мешают в работе и за ними легко ухаживать. Но стоит увидеть девушку с роскошной косой, невольно провожаешь ее долгим очарованным взглядом.

Материал предоставила Полякова А.Н., 

зав. культурно-образовательным отделом

Старочеркасского музея-заповедника