• 028.jpg
  • 027.jpg
  • 005.jpg
  • 009.jpg
  • 013.jpg
  • 041.jpg
  • 002.jpg
  • 043.jpg
  • 010.jpg
  • 012.jpg
  • 008.jpg
  • 034.jpg
  • 018.jpg
  • 003.jpg
  • 033.jpg
  • 019.jpg
  • 020.jpg
  • 029.jpg
  • 007.jpg
  • 006.jpg
  • 036.jpg
  • 017.jpg
  • 042.jpg
  • 015.jpg
  • 001.jpg
  • 032.jpg
  • 040.jpg
  • 035.jpg
  • 037.JPG
  • 044.jpg
  • 014.jpg
  • 016.jpg
  • 004.jpg
  • 038.jpg
  • 045.jpg
Логотип

История казачества – это история войн и сражений. Главная обязанность казака - несение воинской службы. Донское казачество, сформировавшиеся в XVI в., играло роль защитного оплота южных рубежей российского государства. 

Донцы выработали собственные знаки и атрибуты группового единства, которые имели не только определенный предметный облик, но и основные функции. 

Особую роль играли войсковые регалии – клейноды. Они представляют собой персональные знаки отличия атаманов и старшин всех уровней.

В течение нескольких столетий войсковые печати, знамёна, бунчуки и литавры, символизировали у казаков высшую воинскую доблесть и славу. 

Атаман имел символы власти, выделявшие его из среды казачества: насеку, булаву и пернач. После избрания атамана и его благословления, он крестился и кланялся на четыре стороны. Затем поднимал булаву над головой вверх, а все войско снимало шапки и склоняло голову. И в таком положении атаман стоял, пока каждый принимал его право, склонял голову. Затем атаман опускал булаву и подавал команду «Кройсь», и казаки надевали головные уборы. С этого момента атаман имел в войске полное право.

Казачья булава имеет древнюю историю не только в качестве оружия, но и в качестве символа воинской власти. Отсюда и пошли казачьи поговорки: «Была бы голова, будет и булава», «Не атаман при булаве, а булава при атамане», «При войсковой булаве, да при своей голове.    

До подчинения Войско Донского власти русских царей атаманские булавы изготавливались либо своими силами, либо заказывались мастерам. После подчинения русские цари и императоры жаловали булавы Войску. 

Так, в 1706 г. Пётр 1 за заслуги по усмирению Астраханского бунта пожаловал Войску войсковые клейноды. Среди них были серебряный пернач, вызолоченный и украшенный драгоценными камнями, «бунчук с яблоком и доскою, и с трубкою серебряною, золочен», и большое войсковое знамя, писанное золотом на камке, а так же шесть станичных знамён, писанных золотом и серебром.                                        

Пернач – ударное холодное оружие, по большому счёту, является той же булавой, отличаясь только тем, что его «яблоко» не было цельным, а делилось на несколько сегментов. Он состоял из короткого древка длиною около 80 сантиметров, оковываемого в более поздние времена серебром, и металлического навершия (медного, серебряного или серебряного с позолотой) грушевидной формы, делившегося на 8-10 и более долей, напоминавших птичьи перья (отсюда и название). Пернач в старину считался орудием нападения и иногда использовался в этом качестве донскими атаманами, однако чаще они выступали с ним на войсковом круге.

Насека – первоначально прямая палка со стилизованным навершием, на которой делались насечки по числу лет атаманских служений с момента образования войска. Атаманскую насеку поначалу изготавливали из тернового или вишнёвого ствола, делая по нему во время роста круговые насечки ножом, которые затягивались корой, образуя витые наплывы (отсюда название - насека). «Делали так: в лесу выбирали молодое деревцо, делали на нем надрезы и оставляли расти. Через год или два надрезы зарастали и делалось красиво. Его срубливали, обделывали и делали насеку» (Геннадий Коваленко). 

С переизбранием атамана, насека передавалась приемнику, менялось лишь навершие или надпись на нём. 

Войсковые насеки до второй половины XVIII века не отличались богатством отделки, они были покрыты простой резьбой и имели недорогое навершие. Так, в 1704 г. Пётр I пожаловал войсковому атаману и всему Войску Донскому насеку. По указу императора её должны были сделать   « … из простого дерева, толстую, длинною в полтретья аршина, и выписать краскою на ореховый цвет. Ивану Петрову и на той насеке на верху, на оправе, вырезать так: насека Войска Донского 1704 г.».

В 1776  г. Екатерина II, кроме прочих клейнод, пожаловала атаману Иловайскому, куда более дорогую « … большую насеку и обыкновенную»: «Насека деревянная, 2  длины, голова из двух стиснутых серебряных шаров, на верху – два крестообразно помещённых чёрных орла».  

В 1706 г. Петр I пожаловал донцам также бунчук, получивший название «Бобылев хвост», представлявший собой древко с прикрепленным к нему «золотым» шаром с двуглавым орлом наверху. К шару крепился белый конский хвост. Однако историки утверждают, что Бобылев хвост донцы «употребляли с самых древних времен». Он «состоял из древка в 3 аршина, наверху с вызолоченным медным шаром, к которому был прикреплен парящий орел, из шара выходили длинные белые волосы». Сами казаки называли Бобылев хвост символом воли. По мнению специалистов, бунчуки развились из воинского оружия – булавы, представлявшей собой жезл с шаром или яблоком на верхнем конце. Подобные булавы были на вооружении и в русской, и в турецкой армии.

Петром же были дарованы «атаманам и казакам и всему Войску Донскому» «честные и знатные» войсковые бунчуки. Войсковому атаману полагался «бунчук с яблоком и с доскою, и с трубою серебряною золочен». Впоследствии (в 1776 г.) донцы получили бунчук от Екатерины II.

 Древним гербом Войска Донского был олень, пронзенный стрелой. А. И. Ригельман в своем «Повествовании о Донских Казаках» писал: «От начала же оное Войско или правительство оного имело и ныне еще имеет небольшую печать с изображением оленя, пораженного стрелою и с надписью вокруг оного: Печать Войсковая, олень поражен стрелою. Оную употребляли да и ныне употребляют по Войску своему. Есть ли что малое какое повеление следует послать, то от Канцелярии, за печатью оной, дьяк на полулисте, то есть в четверть писанное, повеление без закрепы посылает, что приемлется за повеление Войсковое». Следовательно, было достаточно одной печати без подписи дьяка или атамана.

В 1704 году Пётр I пожаловал донцам печать с изображением голого казака в папахе, c мушкетом и саблей, сидящего на бочке, рядом с которой лежала чарка. Композиция печати должна была выразить мысль, что казак, даже если он горький пьяница, не пропьёт папаху и оружие. 10 марта 1732 года донцам была дарована печать с изображением двух сабель и казачьего рога. С 30 мая 1775 года на печати войска стали изображать государственный герб. В Войске Донском войсковая печать вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы. 

Замена старинных казачьих регалий присланными взамен царскими свидетельствовала о том, что у войсковых символов со временем появилась еще одна функция – служить знаком поступления Войска на царскую службу. Казаки называли войсковые регалии «памятниками великих подвигов и заслуг Донского воинства». Пожалованные им в разное время знамена, клейноды, бунчуки и похвальные грамоты хранились в особом отделении Войсковой канцелярии. Они выносились в середину Войскового Круга и в других торжественных ситуациях.

Информацию предоставила Полякова А.Н.

 ГБУК РО «Старочеркасский музей-заповедник»