• 044.jpg
  • 029.jpg
  • 013.jpg
  • 003.jpg
  • 035.jpg
  • 006.jpg
  • 004.jpg
  • 028.jpg
  • 001.jpg
  • 038.jpg
  • 027.jpg
  • 045.jpg
  • 040.jpg
  • 034.jpg
  • 016.jpg
  • 002.jpg
  • 019.jpg
  • 032.jpg
  • 014.jpg
  • 015.jpg
  • 005.jpg
  • 009.jpg
  • 033.jpg
  • 043.jpg
  • 036.jpg
  • 008.jpg
  • 012.jpg
  • 042.jpg
  • 041.jpg
  • 017.jpg
  • 018.jpg
  • 037.JPG
  • 020.jpg
  • 007.jpg
  • 010.jpg
Логотип
                                       

Изучение форм мебели на Дону заставляет обратиться к литературным  и документальным источникам, произведениям живописи, рисункам, фотографиям. Основная информация по оформлению донских интерьеров – рассказы старожилов сельской местности. Обустройство жилого пространства позволяет нам лучше понять психологию и философию людей того времени, их мироощущение и восприятие. 

 

На основе изучения обобщенных данных, в Старочеркасском музее  были воссозданы интерьеры эпохи Х1Х – ХХ век.  Прежде всего, нужно отметить, что  мебель, представленная на выставках  и  хранящаяся в  фондах Старочеркасского музея,  почти полностью фанерована. 

Фанерование – это техника наложения тонких пластин древесины или шпона более ценных пород, чаще всего «эбонового дерева», на основу из менее ценной древесины. Фанерованная мебель была очень востребована как городскими, так и сельскими обывателями среднего класса Дона. Она выполнена очень качественно  и до наших дней отлично сохранилась в домах станичных донских хуторов.

Кухня 

Кухня - всегда была  самой важной комнатой  в интерьере жилища донского жителя. В кухне ели, спали, готовили еду, обсуждали семейные проблемы, иногда принимали гостей.

Главное место здесь занимал обеденный стол с массивной столешницей и такими же ножками. Форма стола могла быть круглой, квадратной или  овальной. Размер стола зависел от количества членов семьи. Иногда стол покупали  большой, с расчетом на приглашаемых гостей. Вокруг стола устанавливались стулья. В Старочеркасском музее есть стулья, которые на Дону всегда называли венскими, хотя автором такой техники производства был немец Михаел Тонет. Впервые он выполнил такую мебель для венского кафе. И, как часто случается в жизни, кафе, где видели такие необычно красивые стулья, запомнили, а автора позабыли. Технология изготовления таких стульев была сложной, и их выполняли обычно в крупных городских мастерских. 

В небольших провинциальных городках выполняли мебель упрощенных форм, которая не требовала использования тонких, дорогостоящих инструментов. Чаще всего это были вручную выполненные  резные скамьи, которые собирались из отдельных досок. Стояли такие скамьи обычно у стены. На них было удобно не только сидеть, но и спать. Скамья была значительно шире лавки и покрывалась самоткаными «полавочниками». В будние дни «полавочники» были «попроще», а в праздники нарядные шелковые или шерстяные.

В казачьих семьях было много детей, и поэтому в  кухне или спальне висела деревянная детская колыбель. Она была широкой и длинной, рассчитанной на то, что ребенок будет расти. Существовало поверье, что колыбель нельзя удлинять или  за ненадобностью сжечь. Это могло сократить жизнь младенцу. 

Колыбелька выстилалась небольшим матрасиком  или «кожушинками» из  овчины. Овечья шкурка использовались и как пеленки (некоторые специалисты предполагают, что овечья шерсть обладает антисептическими свойствами). 

Колыбелька имела шатровое покрытие из ткани, которая укрывала  ребенка от чужого глаза и, конечно, защищала от назойливых мух и комаров. Внутри вшивались иконы. 

Подвесная колыбель была удобна тем, что ее можно было взять с собой в поле и разместить на любое дерево или крючок.

В домашнем хозяйстве использовали  подвесные полки, на которых размещали кастрюли и обеденную посуду. Вымытую чистую посуду ставили вверх дном, чтобы быстрее высыхала.

Размещалась на кухне мебель, которую хозяин выполнял сам. Вручную, часто при помощи топора, пилы или  ножа, местные казаки изготавливали маленькие, низенькие табуреточки, стульчики для детей, невысокие лавки для размещения ведер с водой или корыт для теста. Строительным материалом служили дуб, клен и даже плодовые деревья  вишня, яблоня, груша.

Особое место занимал сундук. Всегда прочный и массивный он служил местом  для хранения ценных семейных бумаг, теплой зимней одежды, для сидения и даже размещения на ночлег. Если мебель было можно изготавливать из пород любого дерева, то сундук, как правило, делали из дуба. 

Дуб с древности  являлся символом бессмертия, крепости, долголетия и супружеской верности. Сундук для прочности по углам  и сторонам покрывали полосами железа. Часто на полосы металла наносили рисунок. Использовали, в основном,  кованое железо. В сундук родители складывали приданое дочерей: полотенца, одеяла, подушки. В нем же перевозили это приданное в дом жениха за два дня до намеченной свадьбы. 

Необходимой мебелью на кухне был стол с двумя закрывающимися дверцами и сразу под столешницей выдвижным ящиком, в котором находились  ложки, вилки, ножи. У нас на  Дону такой стол  называют – «конторка». За дверцами в нижней части стола размещались миски, тарелки, кастрюли, сковороды. За таким столом хозяйка стоя готовила обед: резала, крошила, расталкивала. Конторка располагалась близко к печи. Это было очень удобно, так как под рукой  всегда были  необходимые для приготовления обеда  предметы. 

Казаки были глубоко верующими людьми, и в каждой комнате был святой угол с обилием икон. В красном углу донской кухни тоже находились иконы. На небольшой угловой, плотно крепленной к стене деревянной полочке стояли одна или несколько икон. Полочка украшалась  пеленою. На полочке  под образами лежало крылышко птицы для смахивания пыли с образов.

Парадная комната – зал, зала, горница.

Так как Дон разливался почти каждый год, казаки строят свои дома в два этажа. 

Первый этаж  - не жилой, его называют «низы». Хозяин с семьей живет на втором этаже, такой этаж называют «верхи». Среди жилых комнат второго этажа парадная комната  - зал, зала, горница.

Важным предметом мебели в этой комнате была горка. Она состояла из двух частей. Нижняя часть напоминала стол – конторку с двумя створками  небольших дверей и выдвижным ящиком. Верхняя часть была застеклена с трех сторон. В верху хранили красивую яркую посуду, которую покупали отдельными предметами на рынках Дона. 

Купленную посуду ставили в шкафчик и ею почти никогда не пользовались - любовались. Гость, взглянув на посуду в горке, судил о достатке хозяина. Поэтому каждый  стремился купить посуду «подороже и побогаче». Горку украшала деревянная накладная резьба. По центру дверей горки был встроен внутренний замок, который замыкался на ключ. Открыть горку без разрешения хозяйки было нельзя. 

Стол в горнице предназначался для приема гостей. Его называли «простеночный». Он раздвигался, а за ним рассаживалось большое количество людей. Ножки стола были небольшие, квадратной формы или круглой. В таком раздвижном столе одна пара ножек имела «проножную» перекладину для более прочной устойчивости в работе. Столешница на столе прямоугольной формы, но на Дону в начале ХХ века столы в казачьих интерьерах основном были круглые. Круглая форма стола символизировала знак согласия, примирения, сглаживания конфликтных ситуаций, равноправия всех членов семьи.

Необходимой мебелью в зале был комод. Появившись на рынке, он очень органично вписался в донской интерьер. Его ставили вплотную к стенке, и за весь период своего существования его не переставляли в другое место. На Дону были распространены комоды с тремя или четырьмя горизонтально расположенными выдвижными ящиками. Каждый из этих ящиков имел фурнитуру (ручки, замки). Комод опирался на  невысокие, массивные ножки-балясины. По ширине комоды всегда больше, чем по высоте.  Женщины в ящиках комода хранили бижутерию, постельное белье  и вещи, которые должны быть всегда под рукой. Сверху на комод ставили семейные фотографии, раскладывали вышитые или вывязанные вручную салфетки. 

Стулья в донском жилище были не только для обеденных столов, ими украшали и парадные комнаты. Они являлись наиболее подвижной частью мебели. До изобретения стула гости и хозяева сидели на лавках или  табуретах. И благодаря стульям, появилась возможность  сидеть отдельно каждому человеку. Стул появился из табурета, когда к основе  приделали спинку. Стул легко переставляли по комнате. На Дону бытовало большое  разнообразие форм стульев. В их числе формы с обивкой сидения и спинки  кожей или дерматином. Такие стулья украшали мебельными медными гвоздями, а плоскость спинки дополняли резьбой.

Дополняли интерьер мебели угловые тумбочки или столики. Они обычно ставились под иконами в красном углу. На такую угловую мебель по большим церковным праздникам ставили цветы, пасхальные куличи и яйца. В обычные будничные дни хранили церковные книги и молитвенники.

                                          Спальня (конец 19 – начало 20 века).

В родительскую спальню вход детям был строго запрещен. Кровать обычно была из дерева со спинками различной высоты. У изголовья спинка была  выше или вровень со спинкой у ног. Нижний каркас кровати имел широкие дощатые перекладины (4-5 шт.). На каркас укладывали 3 матраса. Первый - соломенный, второй - шерстяной, третий - тонкая перина. Укрывались тоже тремя одеялами.

Уголь и дрова даже в начале 20 века стоили  дорого. Отапливали жилые помещения  бурьяном, заготовленным еще с лета, подсолнухом, початками кукурузы. На кровати выставляли подушки горкой и обязательно покрывали их прозрачными накидками. 

По праздникам кровать застилали нарядными покрывалами ручной работы. 

В спальне также стояли сундуки, иногда могла стоять швейная машина.

На стенах висели зеркала в резных деревянных рамках. Зеркала в интерьерах богатых казачьих домов появляются в 19 веке. В начале 20 века они повсеместно распространены и среди рядовых казаков. Обычно их вешали между простенками, под которыми помещались небольшие столики.

На полу лежали домотканые половички или вязанные круговые коврики - изделия из разрезанных на полоски  частей ткани.

Мебель  середины 18 века.

В экспозиции Старочеркасского музея представлен интерьер середины 18 века. 

Мебель (реконструкция) выполнена по зарисовкам и описаниям в исторических документах этого периода. Дополнением послужили  воспоминания  и рассказы  очевидцев – информаторов станицы Старочеркасской.   

Основная мебель в интерьере - столы с длинной  прямоугольной столешницей. Выполнена столешница из широких, плотно пригнанных, дубовых досок. Ножки стола массивные: квадратной или прямоугольной формы. Рядом со столом расположены лавки. 

Как известно в 17 веке на лавках сидела вся Россия, включая  и царя. Но уже в 18 веке мастерами по мебели были разработаны многие конструктивные элементы, которые используются до нашего времени. 

Для донских мебельных форм характерно применение встроенной мебели.  Такая мебель обычно стояла у стены и плотно, неподвижно крепилась в стену, используя ее как наиболее прочную опору. К такой встроенной мебели относились: лавки, шкафы, столы. И, значительно позже, такая мебель «отрывается» от стены и становится самостоятельной единицей. Но встроенные лавки еще долго использовались на кухне или в коридоре жилого дома, облегчая хозяйке размещение и использование бытовой утвари в подсобном помещении. 

На лавках размещают посуду, кастрюли, керамические емкости  для соления овощей.

Богатые казаки на стенах развешивали ковры, иногда такие ковры лежали и на полу. В музее представлен персидский ковер 19 века. Таких ковров во дворце Д. Ефремова  было 600 штук. Почти весь 20 век ковры были показателем зажиточности казака. 

Кроме ворсовых ковров были  плюшевые и баракановые с сюжетами на восточные темы. На коврах развешивали оружие, за которым всегда ухаживал лично хозяин дома.

В казачьем курене всегда поддерживалась чистота и уют.

Материал предоставил старший научный сотрудник

культурно-образовательного отдела

Староческасского музея-заповедника

Мазур Любовь Ивановна