Валенки – это слово знакомо каждому русскому человеку.
Народная русская обувь имеет очень длинную историю. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. В России валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. Техника мокрого валяния – это технология валяния при помощи воды и мыла. Это и есть дедовская технология изготовления валенок.
"Простой, как валенок" - есть такая известная русская поговорка. Нередко "валенком" называют грубого, неотесанного человека. И действительно, что, казалось бы, может быть проще неуклюжей, серой или черной русской обуви. До этого они были достаточно дороги, и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Если в доме была одна пара валенок на всех, тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями. Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног.
В старину иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, значит состоятельный человек. Даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес - как и русские пуховые платки.
На территории Области Войска Донского валянием занимались в верховых станицах. В результате историко-этнографических экспедиций по верхнему Дону, в 80-х годах, в фонды музея поступили инструменты и приспособления для валяния (разборные колодки, рубель, лучок, катеринка, скалка).
Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть - единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валенки катали специальные мастера. Обычно катальщик обосновывался в просторном помещении, валял обувь сначала на семью, а затем на других заказчиков. Валенки изготавливали из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требовалось около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
Изготовление валяной обуви – процесс достаточно длительный, трудоёмкий и требующий определенных навыков. Для этого необходим был определенный набор инструментов. Они то и хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Принадлежали Староспольцеву А.П. жителю станицы Митякинской Тарасовского района, Ростовской области. Его дед и отец с начала XIX века занимались этим ремеслом. У них была семейная артель, изготавливали валенки на продажу, это было выгодное ремесло. Сам даритель занимался их изготовлением.
Название инструментов давно устарели, они уже не встречаются в разговорной речи. Например, катеринка - предназначалась для очистки шерсти, изготовлялась из цельного куска древесины, левый край слегка закруглялся, а по центру пропиливалось сквозное прямоугольное отверстие. Лучок для разбивки шерсти (или лук) – примитивное приспособление для подготовки шерсти для валяния: её разбивки, превращения в мягкую и пушистую массу. Он состоял из обструганной жерди толщиной 9-10 сантиметров и двух кобылок (большой и малой). Для изготовления лучка использовались струны или тетивы, а также бечёвка для натяжки струны с палочкой. При работе посредством бойка струна приводилась в движение; вибрируя, она разбивала шерсть, разложенную на решетке. При этой операции грязь ссыпалась через решетку вниз, а очищенная мягкая шерсть оставалась на решетке. Рубель, для накатки войлока вырезался из цельного деревянного бруска, прямоугольной формыс вырубленными поперечными желобками. Конструкция из колодок и распорок, для формирования валенка, состояла из нескольких частей – носка, задника, стопы, голенища и клина. Изготавливали их из древесины твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы.
Первоначально делали войлочную заготовку (полувалок). На стопе шерсть плотнее и толще, а на голенище тоньше. Полувалок отбивался при помощи разных инструментов: клюшки, рубихи, скалки, колотушки. Стирали заготовку в горячей воде, и она давала усадку. Потом заготовку натягивал на колодку, вставлялись колодки: в носовую часть, пяточную часть, между ними голенище и если надо было забивался клин. И снова отбивали со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не принимало обычного для валенка размера. Не существовало левых и правых валенок. Валенки подстраивались под стопу хозяина.
Согласно разным источникам в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь характерна и для казаков Нижнего Дона без валенок нельзя было обойтись в хуторах и станицах. В суровые зимы носили валенки мужчины, женщины и дети. Одевались тепло, верхняя женская одежда называлась кохта. Шилась из тканей фабричного производства на вате, стеганная с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами, длиной до колен или чуть ниже. Ворот круглый, рукава длинные, узкие. Застёгивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла. Дополнением был павлопосадский цветной платок или барашковая шаль и обязательно валенки.
По воспоминаниям жительницы станицы Старочеркаской Бузняковой Зои Владимировны (1931 г.р.) изношенные с заплатами, с короткими голенищами (обрезанцы), валенки использовали для работы дома. В станице был мастер Каклюгин Александр, который чинил валенки, подшивал подошву, делал кожаные «запятники». В высоких валенках ходили по сугробам, надевалив дорогу, в них катались с горок, носили воду с проруби. Для того чтобы избежать намокания валенок, в слякотную погоду сверху одевали галоши.
В 1930-40-х годах большинство женщин одевались на мужской манер. Основу зимнего женского гардероба составляли стеганые ватники(фуфайки), валенки или бурки (валенки на подошве). Аверкова Тамара Федоровна (1940 г.р.) вспоминает: в 1960-1970 годах в СССР была популярна зимняя женская обувь фабричного производства с народным названием «прощай молодость». Носили их люди разных возрастов. Сапоги с войлочным верхом, на плоской резиновой подошве, со шнуровкой или молнией. Простые внешне, они были недорогие, удобные, а самое главное теплые, ноги в таких не мерзли даже в сильные морозы.
Менялась мода, а валенки всегда оставались любимой народной русской обувью. Много народных песен посвящено простой обуви! Сразу вспоминается «Ох, лапти да лапти, да лапти мои!». Ну, а вторая, конечно – «Валенки».
Надо сказать, что технология изготовления валенок за последние триста лет совсем не изменилась, только некоторые приёмы стали механизированные. Технология – технологией, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви.
Валенки – это слово знакомо каждому русскому человеку. Народная русская обувь имеет очень длинную историю. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. В России валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. Техника мокрого валяния – это технология валяния при помощи воды и мыла. Это и есть дедовская технология изготовления валенок.
"Простой, как валенок" - есть такая известная русская поговорка. Нередко "валенком" называют грубого, неотесанного человека. И действительно, что, казалось бы, может быть проще неуклюжей, серой или черной русской обуви. До этого они были достаточно дороги, и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Если в доме была одна пара валенок на всех, тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями. Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног.
В старину иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, значит состоятельный человек. Даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес - как и русские пуховые платки.
На территории Области Войска Донского валянием занимались в верховых станицах. В результате историко-этнографических экспедиций по верхнему Дону, в 80-х годах, в фонды музея поступили инструменты и приспособления для валяния (разборные колодки, рубель, лучок, катеринка, скалка).
Валяние, валка, процесс изготовления шерстяных изделий путём сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть - единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валенки катали специальные мастера. Обычно катальщик обосновывался в просторном помещении, валял обувь сначала на семью, а затем на других заказчиков. Валенки изготавливали из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требовалось около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
Изготовление валяной обуви – процесс достаточно длительный, трудоёмкий и требующий определенных навыков. Для этого необходим был определенный набор инструментов. Они то и хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Принадлежали Староспольцеву А.П. жителю станицы Митякинской Тарасовского района, Ростовской области. Его дед и отец с начала XIX века занимались этим ремеслом. У них была семейная артель, изготавливали валенки на продажу, это было выгодное ремесло.
Сам даритель занимался их изготовлением.
Название инструментов давно устарели, они уже не встречаются в разговорной речи. Например, катеринка - предназначалась для очистки шерсти, изготовлялась из цельного куска древесины, левый край слегка закруглялся, а по центру пропиливалось сквозное прямоугольное отверстие. Лучок для разбивки шерсти (или лук) – примитивное приспособление для подготовки шерсти для валяния: её разбивки, превращения в мягкую и пушистую массу. Он состоял из обструганной жерди толщиной 9-10 сантиметров и двух кобылок (большой и малой). Для изготовления лучка использовались струны или тетивы, а также бечёвка для натяжки струны с палочкой. При работе посредством бойка струна приводилась в движение; вибрируя, она разбивала шерсть, разложенную на решетке. При этой операции грязь ссыпалась через решетку вниз, а очищенная мягкая шерсть оставалась на решетке. Рубель, для накатки войлока вырезался из цельного деревянного бруска, прямоугольной формыс вырубленными поперечными желобками. Конструкция из колодок и распорок, для формирования валенка, состояла из нескольких частей – носка, задника, стопы, голенища и клина. Изготавливали их из древесины твёрдых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клёна, берёзы.
Первоначально делали войлочную заготовку (полувалок). На стопе шерсть плотнее и толще, а на голенище тоньше. Полувалок отбивался при помощи разных инструментов: клюшки, рубихи, скалки, колотушки. Стирали заготовку в горячей воде, и она давала усадку. Потом заготовку натягивал на колодку, вставлялись колодки: в носовую часть, пяточную часть, между ними голенище и если надо было забивался клин. И снова отбивали со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не принимало обычного для валенка размера. Не существовало левых и правых валенок. Валенки подстраивались под стопу хозяина.
Согласно разным источникам в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь характерна и для казаков Нижнего Дона без валенок нельзя было обойтись в хуторах и станицах. В суровые зимы носили валенки мужчины, женщины и дети. Одевались тепло, верхняя женская одежда называлась кохта. Шилась из тканей фабричного производства на вате, стеганная с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами, длиной до колен или чуть ниже. Ворот круглый, рукава длинные, узкие. Застёгивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла. Дополнением был павлопосадский цветной платок или барашковая шаль и обязательно валенки.
По воспоминаниям жительницы станицы Старочеркаской Бузняковой Зои Владимировны (1931 г.р.) изношенные с заплатами, с короткими голенищами (обрезанцы), валенки использовали для работы дома. В станице был мастер Каклюгин Александр, который чинил валенки, подшивал подошву, делал кожаные «запятники». В высоких валенках ходили по сугробам, надевалив дорогу, в них катались с горок, носили воду с проруби. Для того чтобы избежать намокания валенок, в слякотную погоду сверху одевали галоши.
В 1930-40-х годах большинство женщин одевались на мужской манер. Основу зимнего женского гардероба составляли стеганые ватники(фуфайки), валенки или бурки (валенки на подошве). Аверкова Тамара Федоровна (1940 г.р.) вспоминает: в 1960-1970 годах в СССР была популярна зимняя женская обувь фабричного производства с народным названием «прощай молодость». Носили их люди разных возрастов. Сапоги с войлочным верхом, на плоской резиновой подошве, со шнуровкой или молнией. Простые внешне, они были недорогие, удобные, а самое главное теплые, ноги в таких не мерзли даже в сильные морозы.
Менялась мода, а валенки всегда оставались любимой народной русской обувью. Много народных песен посвящено простой обуви! Сразу вспоминается «Ох, лапти да лапти, да лапти мои!». Ну, а вторая, конечно – «Валенки».
Надо сказать, что технология изготовления валенок за последние триста лет совсем не изменилась, только некоторые приёмы стали механизированные. Технология – технологией, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви.
Материал подготовила
Т. А. Бузнякова –
ст. научный сотрудник научно-фондового отдела
Старочеркасского историко-архитектурного
музея-заповедника
Использованы материалы из фондов Старочеркаского музея,
воспоминания жителей станицы Старочеркасской.