• 034.jpg
  • 029.jpg
  • 020.jpg
  • 008.jpg
  • 014.jpg
  • 044.jpg
  • 018.jpg
  • 013.jpg
  • 036.jpg
  • 033.jpg
  • 019.jpg
  • 012.jpg
  • 016.jpg
  • 028.jpg
  • 027.jpg
  • 002.jpg
  • 035.jpg
  • 003.jpg
  • 043.jpg
  • 010.jpg
  • 004.jpg
  • 041.jpg
  • 005.jpg
  • 037.JPG
  • 042.jpg
  • 032.jpg
  • 015.jpg
  • 001.jpg
  • 045.jpg
  • 040.jpg
  • 017.jpg
  • 009.jpg
  • 038.jpg
  • 007.jpg
  • 006.jpg
Логотип

starochek

С принятием христианства церковь выработала строгую и стройную систему постов, цель, смысл и назначение которых - воспитание в человеке верующем стремления к духовно-нравственным достижениям, к очищению и обновлению человеческой души.

В христианской религии посты занимают около двухсот дней в году и делятся на однодневные и многодневные.

  Однодневные посты установлены в среду и пятницу каждой недели в воспоминания о предательстве и распятии Иисуса Христа. Помимо этих, в течение года установлено еще три однодневных поста: в день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна - 11 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня - 27 сентября, а также в преддверии Рождества Христова - 6 января. Многодневных постов - четыре.

  Рождественский или Филипповский пост длится сорок дней. Он начинается  28 ноября и заканчивается на Рождество. Петров или Петровский пост установлен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Успенский пост предваряет двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы и длится с 14-го по 28 августа. Самый долгий из всех многодневных постов - Великий пост, который предшествует празднику Пасхе. Он длится семь недель.

15577065

Традиция Великого поста возникла еще в древней христианской церкви. Время Великого поста - это время проявления милосердия и любви к ближним. В эти дни освобождали пленных, прощали должников, облегчали участь преступников, помогали бездомным, сиротам, вдовам, посещали больных и арестантов, примиряли враждующих, давали приют странникам. 

В прежние времена в пост менялся облик храмов, жилищ и даже городов, закрывались питейные заведения, лавки и магазины. 

Н.В.Гоголь писал: «Спокоен и грозен Великий пост! Кажется, слышен голос: «Стой, христианин, оглянись на жизнь свою!». На улицах пусто. В лице прохожего видно размышление. Я люблю тебя, время думы и молитвы».

Каждая неделя поста или седмица имеет свое название. Первая неделя поста называется «Неделя торжества православия» и отличается особой строгостью. Понедельник называют «чистым». Вторая неделя - время поминовения усопших. Третья - Крестопоклонная. Четвертая неделя - памяти Иоанна Лествичника, пятая  -  время почитание Богородицы. Шестая седмица завершается вербным воскресением, и начинается страстная седмица - неделя страданий Христа.

На Дону посты, особенно Великий, соблюдались неукоснительно, проводились в строгости, воздержании и духовной сосредоточенности.

Воздержание в пище, употребление только растительной было обязательным правилом поста не только для взрослых, но даже для малолетних детей. Казаки, будучи от природы религиозными, (а особенно пожилые люди), говорили, что скорее решатся умереть, чем «опоганить душу скоромной пищей». 

large 8854b000 d69a 4a94 9d8b 04bb211d755b

В те времена у каждой донской казачки была специальная «постная посуда»: горшки, миски, ложки и прочая утварь, которая использовалась только во время поста. Самыми популярными блюдами в дни поста были тюря, толокно, полевка и другие похлебки.

Тюря - это постное жидкое холодное блюдо. Основные компоненты тюри хлеб, квас или вода. Толокно готовили из овса, которое выдерживали в продолжение ночи в русской печи. Мука из овса хорошо набухает в воде и быстро густеет. Толокно замешивают на кипяченой подсоленной воде. Полевка - жидкая похлебка из ржаной муки или теста-расчины. Расчину ставили накануне, добавляли соль, репчатый лук. Полевку заправляли еще и сушеными грибами, сельдью, вяленой рыбой.

На время великого поста приходились главные христианские двунадесятые праздники, и в эти дни разрешалось употреблять рыбу, горячую пищу, растительное масло.

Самыми строгими во время поста считаются первая и последняя недели. Последнюю  неделю  еще называют Страстной седмицей. Это последняя перед праздником Пасхи неделя, в которую православные чтят память об Иисусе Христе, принявшем муки на кресте во имя спасения всего человечества.

В эту неделю все верующие казаки-христиане соблюдали телесную и духовную чистоту, поэтому Страстная неделя Великого Поста еще называется Чистой неделей. В семь дней Страстной недели, преданные вере казаки, находились в самом строгом воздержании и усердных молитвах. Кроме воздержания в пище, казаки считали обязательным и физическое воздержание. Великим грехом было сожительство с женой в постное время. Грех этот незамолимый и обнаруживался просто. По дню рождения младенца высчитывали, соблюдали ли родители закон воздержания в пост. Мало того, в казачьих станицах всегда за этим строго следили пономари, дьячки или священники.

В эти семь дней печали и скорби по Спасителю в церквях не проводятся обряды крещения и венчания и поминания, не празднуются дни святых. Каждый из семи дней Чистой недели имеет свою особенность и важность, считаясь святым днем.  

chto nado sdelatj vo vremja posta500 1361832797

 

Начинается неделя с Великого понедельника, знаменующего собой начало подготовки к празднованию Великой Пасхи. По старинным традициям этот день еще называют Чистым понедельником, так как он связан с уборкой жилища. Во время поста курень приобретал серый и унылый вид: снимались с окон нарядные белоснежные занавески, убирались со столов, комодов и горок воздушные кружевные скатерти и салфетки, вязанные умелыми и натруженными руками казачек, с пола убирались домодельные цветные постилки - дорожки. Казаки занимались заготовкой кормов для скота, чтобы в Светлую неделю, следующую после Пасхи, не было необходимости трудиться.

В Великий понедельник начинается самый строгий пост, когда можно есть только хлеб, фрукты и овощи, а по монастырскому уставу предписано полное воздержание от пищи.

Во второй день Страстной седмицы делали из семян льна и конопли «сеченное молоко» и поили им домашний скот, считалось что это убережет его от болезней. Обряд разрешалось проводить только казачкам. В день Великого вторника в пищу можно было употреблять сырую пищу, без растительного масла.

В Страстную среду, если Пасха была ранняя, начинали собирать по оврагам снег. После его таяния воду солили и обливали ею домашний скот, веря в то, что этот обряд целый год будет охранять казачий двор от бед и болезней. В эту среду питание оставалось скудным, позволялось сыроедение без масла.

 Великий Четверг в народе называют еще Чистым четвергом. В этот день по старинным обычаям необходимо очиститься, искупавшись до рассвета в реке, озере или в бане, сделать уборку в доме и перестирать все белье. На Дону этот обряд имел некоторые особенности: «В чистый четверг вставали до восхода солнца, обычно набирали воды дома, купались, чтоб лица были хороши. Чтобы никакой болезни на теле не было. Набирали соль и воду.

В пятницу да восхода солнца ходили посыпали там животных, себя, водичку выпивали, чтоб ни было никакой порчи. Потом водичку в святой угол ставили под чистый четверг, чтоб она ночь постояла. А в пятницу до восхода солнца брали эту воду и соль, ходили прыскали и пили сами. В этот день купались (чистый четверг). Но только купались, чтоб ворон воронёнка ни скупал до восхода солнца. И в чистый четверг всегда всё делали, чтобы на Пасху ни осталась одежда грязная».

Традиционным в Великий четверг являлось ставить на стол хлеб и освященную соль. В этот день начиналась подготовка к празднику Пасхи. Казаки забивали скот для праздничного обеда, женщины-казачки пекли куличи и готовили творожные пасхи, красили яйца и по традиции раздавали продукты беднякам. К слову,  богобоязненная казачка-христианка в пост ни за что не накормила бы скоромной пищей даже нищего. Верующие старались донести до дома свечи, зажженные в церкви, по древним поверьям это приносит в дом счастье и благополучие.

Страстная Пятница особо почитается верующими, так как в этот день Иисус Христос умер в муках на кресте, принеся себя в жертву. В этот день среди верующих принято воздерживаться от пищи до выноса Святой Плащаницы, которую считают символом искупительной жертвы Спасителя.

День Великой субботы для верующих казаков был ознаменован освещением пасхальных куличей и пищи для разговения в Великую Пасху. В церквях совершалась утренняя Литургия Василия Великого, во время которой священники меняли темные одежды на светлые - праздничные. 

В день Великой субботы люди старались закончить все свои дела и прийти на вечернюю службу в церковь для встречи праздника Великой Пасхи, символизирующего избавление от зла и начало новой, светлой жизни.

В субботу, в храмах меняется обстановка, вместо тусклых лампад - яркий свет сотен свечей, все украшено цветами, священники в праздничных белых одеждах освящают пасхальные куличи, пасхи, яйца.

Как освящали куличи? Верующие в субботу, приходя в храм, где идет богослужение, ставили свои приношения на особый столик, в кулич вставляли зажженную свечу, которая символизирует пламенную любовь к Богу. Священник при этом читал особую молитву и все окроплял святой водой. В ночь с субботы на воскресение во всех храмах совершалась праздничное богослужение, посвященное воскресению Христову. 

Во время поста у казаков строгим было и отношение к принятию Святых Тайн. К ним готовились, как к празднику. Внешние признаки этой подготовки выражались в том, что все - стар и млад -  надевали свои лучшие или совсем новые наряды. Важнее же было внутреннее очищение: после принятия Святых Тайн великим грехом считалось ругаться, смеяться, сердиться, ссориться. Наши предки - казаки верили, что если этих правил не соблюдать, то отгонишь от себя святого ангела, который всегда стоит рядом с человеком после принятия Святых Тайн.  Для казаков пост - это, прежде всего, испытание духа и совести. 

Если соблюдаешь Божий закон, можешь преодолеть греховную свою природу, требования своего тела, можешь победить худшее в себе – значит, служишь Господу, свету, нет – значит становишься слугой и послушным орудием темных сил. Ведь основой формирования морально-нравственных устоев казачьих обществ являлись христианские заповеди. Казаки укрепляли веру православную: ходили в Церковь, соблюдали посты, очищали душу свою - через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: "Если кому-то что-то и можно, то нам нельзя. Мы - казаки".

015      

Автор: научный сотрудник

 Старочеркасского музея – заповедника

 Буханенкова Н. Н.