• 041.jpg
  • 014.jpg
  • 045.jpg
  • 028.jpg
  • 040.jpg
  • 019.jpg
  • 001.jpg
  • 004.jpg
  • 018.jpg
  • 033.jpg
  • 027.jpg
  • 043.jpg
  • 002.jpg
  • 034.jpg
  • 009.jpg
  • 005.jpg
  • 042.jpg
  • 013.jpg
  • 016.jpg
  • 012.jpg
  • 044.jpg
  • 008.jpg
  • 010.jpg
  • 017.jpg
  • 035.jpg
  • 003.jpg
  • 006.jpg
  • 037.JPG
  • 015.jpg
  • 032.jpg
  • 020.jpg
  • 038.jpg
  • 036.jpg
  • 007.jpg
  • 029.jpg
Логотип

Лубок — это разновидность графического изображения, который печатали и раскрашивали вручную. Его называют также народной (фольклорной) картинкой.

Первый лубок рисовали на липовых досках. Некоторые исследователи полагают, что именно от этого происходит название этого вида творчества.

Контур рисунка вырезали инструментами на доске, после покрывали краской. Вырезанные очертания оставались белыми, а на бумаге отпечатывались только прокрашенные участки.

1

А. Ф. Петухов. Лубок «Пирожки» из фондов СИАМЗ. Фото Багаевского В. С.

Мастера использовали не только липовые доски, но и пальмовые, кленовые, грушевые. В XVII веке липовые доски были заменены медными пластинами. На пластине рисунок выцарапывали специальными инструментами. Изображение раскрашивали и делали оттиски.

Сначала лубочные изображения выполняли в графике. Они были напечатаны на дешевой серой бумаге. Мастера работали в техниках ксилографии, литографии, гравюры, потом их раскрашивали вручную. Новая технология позволяла получить плавные линии и передать мелкие детали рисунка.

Первыми создавать лубочные картинки стали китайские мастера. До VIII века они рисовали их вручную, но затем появились гравюрные изображения на дереве.

В Европе лубочные изображения появились только в XV веке в Германии. Мастера создавали их в технике ксилографии. Незамысловатые картинки и понятные тексты позволяли донести мысль до народа.

Лубок широко использовали для народной пропаганды, его можно назвать прообразом агитационных листовок. Особенно популярны они были в периоды народных восстаний, например: крестьянская война в Германии начала XVI века или Французская революция конца XVIII века.

Вскоре появились юмористические сюжеты, которые стали предпосылками появления жанра карикатуры.

В XVI веке яркие картинки попали в Россию.В начале XVII века их стали печатать в Киево-Печерской Лавре. Простому народу нравились такие яркие понятные картинки. Лубочные изображения покупала знать для украшения интерьера.

2

А. Ф. Петухов. Лубок «Блины» из фондов СИАМЗ. Фото Багаевского В. С.

На рынках можно было купить листы, повторяющие популярные европейские сюжеты «немецкие потешные листы», которые печатались на специальном станке в придворной типографии. Но вскоре «листы, которые печатали немцы еретики, лютеры и кальвины» были запрещены церковниками, которые, помимо этого, были категорически против тиражирования ликов Христа. Разрешение на печать лубков выдавала Изуграфская палата, но вскоре эти ограничения стали игнорировать.

Горожане и крестьяне охотно покупали недорогие яркие товары — сказки и притчи, исторические и библейские сюжеты, поучительные рисунки, посвященные порочным пристрастиям вроде пьянства или жадности, иллюстрации к известным народным песням, картинки с хорошенькими барышнями и видами городов. Самое дешевое печатное произведение искусства стоило полкопейки, а красиво раскрашенная картинка со множеством деталей могла стоить двадцать пять копеек.

 Первоначально лубки полюбили в России сразу и все без исключения. Их можно было встретить в царских палатах, в холопьей избе, на постоялом дворе, в монастырях. У патриарха Никона их было двести семьдесят штук. А царевичу Петру покупали уже немало и отечественных, в его комнатах их насчитывалось около ста.

В XVIII веке мастера стали массово открывать печатные фабрики и изготавливать лубки.

До середины XIX лубок оставался единственной формой живописи доступной представителям всех сословий. Они особым спросом пользовались у крестьян. Яркие картинки украшали почти каждую избу. Но дворяне и художники стали уже пренебрежительно относились к лубку, считая его низкокачественным народным творчеством. Но это не повлияло на распространение «потешных листов»: их тиражи исчислялись тысячам.

Во время войны 1812 года эти картинки использовали для официальной пропаганды. Главной темой стало высмеивание французских солдат и поднятие боевого духа у соотечественников. 

Во второй половине XIX века одним из крупнейшим производителей и распространителей печатного лубка был И.Д. Сытин. Первые литографические лубки Сытина назывались «Петр I за учителей своих заздравный кубок поднимает», «как Суворов играет в бабки с деревенскими ребятишками». Сытин начал привлекать к изготовлению лубков профессиональных художников. Для подписей к лубкам использовались народные песни, стихи народных поэтов. В 1822 году в Москве состоялась художественная выставка, на которой лубки Сытина получили диплом и бронзовую медаль.

С 1822 года надзор за печатанием лубочных изображений стала осуществлять полиция. Часть лубков была уничтожена, потому что их содержание было слишком вольным.

3

Лубок «Куда хорош»  из фондов СИАМЗ. Фото Багаевского В. С.

Новое развитие лубочному стилю дали художники-авангардисты вместе с В. Маяковским и К. Малевичем во время Первой Мировой Войны. Они рисовали антигерманские и антиавстрийские листовки и агитационные плакаты. Позже авангардисты будут использовать этот прием для пропаганды большевистского движения.

После Октябрьской революции и Гражданской войны лубок окончательно утратил свои позиции. Новое правительство решило развивать более передовые технологии. Поэтому ремесленные фабрики начали закрываться по всей стране. 

После 1930-х годов бурный расцвет станковой изобразительной живописи на время оттеснил лубок, опрометчиво причисленный к «низшим» видам искусства. Свою значимость он вновь доказал в годы Великой Отечественной войны. Одной из его форм стали «Окна ТАСС», а затем — «Агитплакат» сыгравшие немалую роль в сплочении патриотических сил народа в послевоенном становлении страны.

Интерес к лубку вновь возрос после организованной в Москве в 1958 г выставки народных картинок. Выставка показала, как широко и многообразно проявилось в лубке народное творчество.

Художники на необъятных просторах нашей родины с большим вдохновением создают так необходимые народу образы, иллюстрируемые чаянья народа, шутки и прибаутки, искромётные песни и частушки. На юге Росси – в Ростове - на–Дону, на Ставрополье работали и работают талантливые художники - графики, обогащая искусства лубка.

Большой вклад в развитие традиций народной графики внес известный мастер офорта Анатолий Федорович Петухов. Им были созданы такие острые по мысли и по композиционному решению лубки, как «Пирожки» «Блины» «Куст калины». В этих работах, основанных на народных прибаутках, песнях, видно профессиональное композиционное понимание плоскости картины в сочетании с традициями стилевых обобщений, идущих от народного понимания образа, композиции и формы.

В наше время лубок не так популярен, как в эпоху Российской империи. Но это искусство не исчезло полностью. Оно используется в иллюстрации, для создания театральных декораций

Пожалуй, нигде не заключено столько радости, доброты и света, здравого смысла и ума как в народной графике, сочетающей меткий крестьянский глаз, с притчей, пословицей ярким словцом. Лубок — это память народа, его красочная достопримечательность, способная жить, давая новые ростки, отыскивать путь к благодарному зрителю. Лубок является связующим звеном между прикладным народным искусством и станковыми видами графики. Он будет жить, пока живет и здравствует народ, потому что прочно опирается на корни народного искусства.

Хандова Надежда Олеговна

Старший научный сотрудник Старочеркасского музея- заповедника